ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗОЛОТОМУ БОЖЕСТВУ

Эмма МАМИНЕВА

Мы долго думали, куда поехать путешествовать, пока я не прочитала про знаменитое индусское Божество Баладжи ( Венкатешвара),  которое исполняет  страстные желания просителей о богатстве…

Я решила, что  пара - тройка лишних миллионов нам не помешает, неплохо было бы заработать их своим собственным трудом, получить какой-то  выгодный контракт,  например. И уговорила мужа съездить  в штат Андра Прадеш, в город Тирупати, где находится этот храм Венкатешвары ( Баладжи)

Передвигаться мы решили на автомобиле, так удобнее. Захотел -  вышел размяться  или перекусить , или попить кофе в придорожной кафешке.... Захотел - раскинулся на сиденье и попытался уснуть... Собственно, спал всю утреннюю дорогу наш сынуля, а мы  с удовольствием обозревали окрестности Индии.

Дорога предстояла долгая. Как сказал водитель, часов 8-9. Но на самом деле с остановками и перекусами , да к тому же проверками документов на границах штатов ,  а мы ехали  из Тамил Наду в Керолу, а из нее -потом в Андра Продеш, мы  приехали в Тирупати поздно ночью.

Пока ехали,  я слушала индийские песни с диска нашего водителя. Одна мне очень  понравилась, очень длинная. с переливами из разных мотивов,  то грустных , то веселых.... Я спросила, о чем поется в песне? Водитель смутился, а потом сказал по-английский , что , в общем -то , о том, как человек сидит на горе и любуется природой...

В два часа ночи  Индия спит...так что пришлось нашему водителю побегать по городку, в поисках ночлега,  пока нас не привели в отель, в котором еще были свободные места - паломников море...

И вот наутро, расспросив, как добраться до индуистского  вайшнавского  храма Венкатешвары , мы отправились туда. Расположен он на одном из семи холмов Тирумалы - на Венкатадри.

Снизу у подножия гор раскинулся город Тирупати, куда мы приехали. Из него  вверх идут две дороги. По одной машины едут только вверх в Тирумала, а по другой спускаются вниз. Перед подъемом на гору стоит настоящий "таможенный" пункт. Тут проверяют все вещи и надо обязательно выходить из автобусов и машин на проверку. Дорога в одну сторону по времени занимает примерно час-полтора. Вообще - то нужно  подняться наверх пешком,  так  делают настоящие индийские паломники, мы их видели, пока ехали - и больные, и кривые,  и косые,  и инвалиды... Медленно,  с остановками, часто целый день , они поднимаются к храму...

Сам подъем в горы по дороге или по ступенькам, а их насчитывается 3500, уже уникален. Пилигриму открывается панорама редкой красоты: покрытые буйной зеленью холмы и захватывающие дух долины.

И вот мы наверху, внутри комплекса храмов, главный  из которых посвящен Божеству Баладжи- Венкатешвары. Возраст храма по некоторым данным составляет около 2 тысяч лет.

В центре храма в Тирумала стоит башня с золотой крышей — Vimanam.

Внутри находится главное божество — Господь Шри Венкатешвара.

Весь этот храм покрыт золотом. Причем тут не тончайшая позолота, как на куполах наших храмов, а листовое золото. Храм покрыт золотом сверху донизу как кровельным железом,  толщина покрытия около миллиметра, а может даже 2-3 мм. Не только сам храм, но и цепь вокруг него была сделана из чистого золота. И  что самое интересное, как бы ни голодал индус - он никогда не украдет ничего из храма- лучше умрет на пороге!

Тирупати принято называть индийским Ватиканом.  Храм ежедневно посещает около 50 тысяч паломников, а во время праздников и фестивалей число их доходит до 500000. Считается, что сюда приезжает от 20 до 40 миллионов человек в год, что делает город самым посещаемым святым местом в мире.

Индуисты утверждают, что сюда приезжает больше паломников, чем в Рим, Мекку или Иерусалим. Годовой доход храма оценивается примерно в 10 млрд индийских рупий (INR) . Большая часть дохода формируется из пожертвований паломников.

В храмовый комплекс входит водоем, использующийся для ритуального омовения. Здесь же находится небольшой художественный музей, в котором представлены изображения божеств, предметы культа и музыкальные инструменты. Храм окружают зеленые долины, где находится водопад Акашганга. В нем купают фигуру божества.

Господь Венкатешвара носит на голове золотую корону и большой изумруд, уши украшают золотые серьги. В особых случаях корону украшает алмаз.

У Господа Венкатешвары есть толстое двойное тилаками на лбу скрывающее его глаза.

Никто не знает,  как и когда Господь Венкатешвара тут появился. Считается, что ни один человек не мог его сюда установить. Иными словами происхождение его однозначно божественное.

Ппосещение храма бесплатно, но тогда нужно стоять в очереди не часы, а сутки...Можно заплатить 300 рупий и пойти  в платную. очередь и стоять целый день. Я заранее прочитала в Интернете, что иностранцы должны идти в отдельную  очередь,  но мы 2 часа бегали по территории администрации храмов и не могли выяснить,  ГДЕ ЖЕ ЭТА ОЧЕРЕДЬ!?

Случайно увидели белые лица в длинной очереди женщин с детьми и понеслись туда.

Нам с дочерью пришлось купить специальные накидки , чтобы закрыть тело, так принято. Все, заходящие в храм , должны сдать свою обувь и идти босиком.  Пройдя многочисленные проверки и сверки паспортов,  мы вошли в зал ожидания... Это был ужас! Ступать голыми ногами по сырым холодным каменным полам, влажными и мокрым... А потом около часа мы ждали, когда нас пропустят  к храму Божества.

К сожалению,  фотографировать в храме нельзя. Еще на входе в храмовый комплекс  смотрители отбирают все фотоаппараты и сотовые. Идешь, так сказать,  с чистыми руками.

Когда волнующаяся и теснящаяся  очередь приблизилась к входу в  храм, мне стало страшно, казалось, сзади идущие меня снесут . Я судорожно схватила за руку сына,  муж - дочь, и толпа внесла нас в храм.

Вдали,  в нише , я увидела силуэт сверкающего золотого Бога, но хорошо его не разглядела, сзади подпирали и толкали  паломники. Увидев мое смятение,  один из  жрецов  крепко схватил меня за плечи, быстро развернул лицом к алтарю и крикнул:" СИ!" То есть - смотри!

Я посмотрела,  мысленно обратилась к Венкатешваре  с просьбой, и меня уже понесло к выходу. Вокруг страшно кричали верующие и больше всего на свете я боялась упасть им под ноги...

Нас вынесло  во дворик. Здесь уже было спокойно. Всем выходящим предлагали ПРОСАД - специальное благословенное угощение от храма - сладкая манка  и специи. Потом  мы прошли к  огромному камню посередине  двора и пальцем на нем каждый из нас написал  свое заветное желание, так сказать, закрепил свою просьбу после благословения  Венкатешвары.

Здесь же, на выходе из храма  расположены служебные помещения, со стеклянными стенами. Сквозь них видно,  как служители храма  - сортируют и пересчитывают горы денег. Любой может убедиться, что Храм получает щедрые пожертвования.

Кроме этого, там же,  во внутреннем дворе , можно увидеть, как некоторые стригутся налысо, включая женщин. Это они благодарят Божество за исполненное желание и жертвуют ему свою красоту. Таким образом, ежедневно там собирают до тонны волос. . Сбритые волосы потом отправляются в Японию и США, где из них изготовляют парики.

Часто бывает, что кто-то оставляет щедрые пожертвования в виде золота или драгоценных камней. Мы тоже оставили деньги на благо храма. Напоследок желающих подзывали жрецы и благословляли, поставив  красные метки на лбы, так открывается третий глаз  для связи с космосом.... Мы тоже благословились.

Незаметно наступил вечер. Все. Сделали. Посетили. Будем ждать результата. Я дала зарок Божеству, что если исполнится мое желание - вернусь сюда снова и подстригусь налысо. Хотя до сих пор с ужасом вспоминаю наше шествие по бесконечным холодным полам храма..

Ночью мне приносился кошмар - на меня набросился всадник с завязанными глазами и стал душить с криками: " Ты не выполнишь свое обещание, я знаю,  не выполнишь!" Мы решили,  что это мне приснился сам Венкатешвара.. .

Я еще раз дала клятву, что подстригусь наголо. И мы двинулись в путь, домой.

Скажу честно, мое желание не сбылось,  хотя  прошло почти полтора года. Зато я с волосами!