МОЖЕТ И ВПРАВДУ СУЩЕСТВОВАЛИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ?!

ИНДИЯ: ЭХО ЗАБЫТОГО ЗНАНИЯ


 Сергей БУЛАНЦЕВ,

 Москва,  индолог

 

На губах скептически настроенного читателя уже наверняка вызрела снисходительная улыбка: "Ну и что? "Махабхарата", "Рамаяна"... Да в сказках всех народов мира фигурируют летающие кони, ковры-самолеты! Мечтал человек взмыть в поднебесье, подобно птице, вот и разгулялась у него фантазия!"

 

Думается, совсем здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно же, сказать "не может быть" и отмахнуться - проще всего.

В то же время, авиация и космонавтика в Древней Индии для предвзятого мнения или зашоренного взгляда - абсурд. А ес­ли преодолеть естественное первичное недоверие и попытаться хорошенько вникнуть в дело? Интереснейшая картина открывается!

Действительно, сказания о "крылатых конях" и ином "воздушном транс­порте" есть практически у всех народов мира, а вот индийские источники содержат техни­ческие характеристики, сведения о принципе работы двигателей и матери­алах, необходимых для сооружения "воздушных колесниц" - виман. Приме­чательно, что с началом современной эры воздухоплавания в языках прак­тически всех народов мира возник неологизм - аэроплан, "воздушный ко­рабль". А вот в хинди, ведущем родословную от мертвого ныне санскрита, такое новое слово не понадобилось, ибо издревле существовало понятие "вимана", легко применимое к современному воздушному судну. Слово не могло возникнуть ниоткуда, из ничего, как говорится, на пустом месте. Ведь даже в фантазиях своих человек отталкивается от практики.

 

История Древней Индии таит множество загадок, в ней явственно прос­леживаются следы или отголоски "неправомерных" для той эпохи знаний, то есть знаний, которые, согласно нашим нынешним представлениям о се­дой старине, несвойственны уровню и потребностям людей того времени. Вот лишь один пример.

К ашраме - обители мудрецов и отшельников - подступило огромное вражеское войско. "Началась стрельба, засвистели стрелы, разъяренные солдаты под предводительством царя бросились в атаку. Васиштха поднял посох, воткнул его в землю посредине дороги, ведущей к воротам и, не оглядываясь, вернулся в свою хижину. Натиск армии отражал посох. Ни один солдат не мог обойти его. Все стрелы, направленные в ашраму, возвращались обратно, не причинив никакого вреда". В конце концов царь решил прибегнуть к сверхоружию - брахма астре, которое обладает колос­сальной разрушительной силой. Даже боги, узнав о намерении царя, встревожились и собрались в небесах, взволнованно глядя на землю. Од­нако и сверхоружие не смогло преодолеть заслон в виде простого посо­ха...

Этот эпизод "Махабхараты" наводит на размышления. Что такое сказка? Воплощение извечной мечты народа о лучшей жизни, о совершенном госу­дарственном устройстве, о мудрых гуманных правителях и торжестве доб­родетели. Что касается индийских легенд и сказаний, то в них под тыся­челетними фантастическими наслоениями скрываются сведения о знаниях, которыми обладали люди в незапамятные времена - "неправомерных" знани­ях. Может быть, "посох" отшельника Васиштхи генерировал некое защитное поле, преодолеть которое не смогли ни солдаты, ни сверхоружие?

Такое предположение, основанное на отдельно взятом эпизоде, может показаться безосновательным, домышленным. Но в том-то и дело, что мифы Древней Индии буквально усеяны сведениями о "неправомерных" знаниях. Многие такие факты приведены в статье Бориса Зайцева, но ведь подобных фактов - целые Эвересты! В их числе и эпизоды, наводящие на мысль о немалых космических познаниях людей того весьма удаленного от нас вре­мени.

Так, мудрец Вишвамитра создал свой собственный мир и решил послать туда некоего Тришанку. Тот "поднялся в воздух, плавно набрал высоту и исчез из виду". Однако через некоторое время он вернулся и завис над землей вверх ногами. В ответ на просьбу неудачливого путешественника поставить его на ноги Вишвамитра вновь отправил в "иной мир" со слова­ми: "Научись принимать вещи такими, какие они есть... И вообще, что такое верх и что такое низ в том беспредельном, лишенном ориентиров пространстве, которое лежит за нашим голубым небом?" Может быть, муд­рец имел в виду, что там, где кончается голубое небо, то есть в состо­янии невесомости, понятия верх и низ относительны? Вновь повторю: каж­дый рассматриваемый изолированно эпизод мало о чем говорит, но их ко­личество и совокупность наводят на определенные размышления.

Четырехликий бог Брахма, творец Вселенной, прародитель всех живых существ в состоянии глубокой задумчивости покоится на ложе из лепест­ков лотоса. У него своя мера времени. В период бодрствования он созда­ет Вселенную, которая проходит в своем развитии четыре юги - эпохи. Каждая юга длится 3000 лет по небесному времени, причем один небесный год равен 3600 земным. Таким образом, четыре юги составляют 43200000 земных лет. Жизнь Брахмы продолжается в сто раз больше - 4,32 миллиар­да лет. Этот срок близко совпадает с возрастом Земли - примерно 4,5 миллиарда лет. Можно, разумеется, отнести это совпадение к случайнос­ти, но можно истолковать и как эхо забытого знания о возрасте нашей планеты.

Много пищи для размышлений дает "Ригведа", в частности, гимн Наса­дия. Есть основания полагать, что воззрения его авторов относительно истоков мироздания были близки нашим представлениям о Большом Взрыве. А ведь "Ригведа" была создана во втором тысячелетии до н.э. или, по мнению ряда исследователей, гораздо раньше!

Особого разговора заслуживают сообщения о летательных аппаратах в Древней Индии. Помимо уже упомянутых виман, там, вероятно, существова­ли и иные "воздушные колесницы" - "агнихотры". Судя по корню "агни" (огонь) в этом слове, полет агнихотры сопровождался вспышками огня или выбросами пламени.

Древние источники утверждают, что существовали летательные аппараты для странствий в пределах "сурья мандалы" и "накшатра мандалы". Что это за пределы? "Сурья" на санскрите и современном хинди значит солн­це, мандала - сфера, область, накшатра - звезда. Нет ли здесь указания на полеты внутри Солнечной системы и на межзвездные расстояния? Дума­ется, здесь к месту будет упомянуть нашедшую отражение в мифах глубо­кую убежденность древних индийцев в том, что существующие во множестве "иные миры и пространства" населены совершенными существами.

Коль скоро точка зрения о наличии у древних огромного массива "неп­равомерных" знаний начинает казаться аргументированной, неизбежно воз­никает вопрос: откуда взялись эти знания в эпоху, которую принято счи­тать младенческим возрастом человечества? Среди некоторой части иссле­дователей стало модным относить все малопонятное за счет "пришельцев из Космоса". В самом деле, на инопланетян можно свалить все что угод­но: пришельцы - и все тут, дальнейших объяснений не требуется. Нис­колько не отрицая права "космической версии" на существование, рискну высказать иное мнение. И здесь самое время поговорить о сверхоружии колоссальной разрушительной силы, подробные сведения о котором содер­жатся в индийском эпосе.

Например, в "Махабхарате" упоминается некий "снаряд", взрыв которо­го "ярок, как 10000 солнц в зените". Его применение поистине ужасно по своим последствиям и ведет к гибели всего живого. Профессор Оппенгей­мер, пораженный картиной ядерных испытаний, вспоминал этот отрывок о "тысячах солнц". Конечно же, после знакомства с "Махабхаратой" напра­шивается аналогия между описанным в ней эпизодом и взрывом ядерной бомбы, однако вряд ли это однозначно правильно: мы - дети своего вре­мени и мыслим категориями этого времени. Возможно, иное время и иная военная техника подскажут совершенно иные аналогии.

У сверхоружия в индийском эпосе несколько названий, и все его раз­новидности обладают поистине невообразимой разрушительной мощью - мо­гут "сжечь весь этот мир преходящий". У меня хранится ксерокопия ред­кой книги, выпущенной в сороковые годы в Мадрасе небольшим тиражом. В свое время друзья из Посольства Индии в Москве, зная о моем интересе к индийской старине, заказали для меня ксерокопию в одной из индийских библиотек. Книга называется "Война в Древней Индии", принадлежит этот основательный труд профессору В.Р.Дикшитару. О чем она?

Название говорит само за себя, однако близкое знакомство с ней по­ражает воображение. Так, целая глава посвящена разновидностям приме­нявшегося оружия. Какого только оружия и военной техники здесь нет! Аппаратура тайного слежения за противником и укрытия от его средств обнаружения, огромное множество разновидностей "огненного оружия", "диски смерти", совершенные средства передвижения. Оружие, которое да­же автор называет "мистическим", ибо трудно понять принцип его дейс­твия и устройство, оно представляло собой "снаряд для высушивания про­тивника" и называлось, между прочим... "сушка"! Вот оно, наглядное родство санскрита и славянских языков!

О сверхоружии и "неправомерных" знаниях древних - причем не только индийцев - можно было бы говорить очень долго. Адресую заинтересован­ного читателя к замечательной книге Александра Горбовского "Факты, до­гадки, гипотезы". Собранный в ней фактический материал представляет глубочайший интерес. Сейчас же вернемся к теме нашего разговора.

Итак, сверхоружие у древних - откуда оно? Этот вопрос, на мой взгляд, вскрывает самое слабое месте в гипотезе о пришельцах В самом деле, стоило ли космическим богам - а именно таковыми, скорее всего, пришельцы предстали бы в глазах людей седой древности - спускаться на Землю, чтобы дать в руки аборигенов сверхоружие страшной разрушитель­ной силы? Неужели у космической миссии не было бы иной, созидательной цели? Конечно же, нам вряд ли дано понять логику внеземного разума, но даже мы, современные земляне, погрязшие в войнах, нещадно истребляющие породившую нас Природу, дошли до понимания того, что крайне необходимо предотвратить расползание ядерного оружия. А тут инопланетяне, дарую­щие землянам сверхоружие - воюйте на здоровье...

Как мне представляется, источник поражающих наше воображение знаний древних - иной, чисто земной. Вспомним строки замечательного поэта В.

Я. Брюсова:

"Были лемуры, атланты и прочие...

Были Египты, Эллады и Рим..."

 

Может, и вправду существовали древнейшие цивилизации, память о ко­торых дошла до нас лишь в осколках забытых знаний?

Есть аргументиро­ванная точка зрения о том, что в незапамятные времена в Индийском оке­ане и прилегающих к нему районах суши существовал материк Лемурия, часть которого приходилась на территорию нынешней Южной Азии

 

В пользу такого предположения говорят некоторые факты современной науки. Так, в Антарктиде, Африке и Индостане - в отложениях одного и того же возрас­та - найдены останки листозавров, которые некогда плескались в теплых мелководных водоемах. Три удаленные друг от друга района, возможно, были частями единого континента, который впоследствии расползся или затонул. Быть может, действительно существовала лемурская цивилизация, погибшая миллионы лет назад?

Пусть упоминание такой седой древности не смущает: по мнению великого русского естествоиспытателя академика В. И. Вернадского, разум появился на земле 15-20 миллионов лет назад. Не исключено,  что сверхмощная военная  техника  лемуров,  нашедшая отзвук в эпосе индийцев, стала причиной гигантского катаклизма, изме­нившего лицо планеты. В этом предположении нет ничего невероятного. Ведь на вершинах гор находят ракушки, а некоторые участки океаническо­го дна поразительно напоминают... речные долины.

 

При катаклизмах такого масштаба наивно было бы искать какие-то ма­териальные доказательства существования высокоразвитой техники прошло­го - сведенья о старине глубокой дошли до нас только в народной памя­ти. Скорее всего, конкретные техницизмы, например, названия металлов и деталей летательных аппаратов, способы строительства виман не были до конца понятны даже авторам рукописей, донесших до нас странные, порой неправдоподобные картины прошлого.

 

Видимо, древние летописцы излагали события, искаженные и видоизмененные многими поколениями рассказчиков. Зерно истины в дошедших до нас мифах настолько плотно окутано более поздними наслоениями, что порой трудно рассмотреть исходный факт.