ВИМАНЫ - КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Ростислав ФУРДУЙ, кандидат геолого-минеорологических наук. Киев

 


 

 




Задолго до нашей эры индийцы строили летательные аппараты, закладывая в

 их конструкцию физические принципы, которые нам только предстоит узнать.

 

В один из погожих майских дней 1895 года в городке Чоупати вблизи Бомбея

царила необычное оживление. Множество людей с раннего утра спешили

 занять места на большом пустыре возле моря, чтобы не пропустить ни

 мгновения предстоящего невиданного события... Женщины в разноцветных

сари, сикхи в тюрбанах, мудрецы-пандиты в белой одежде, крестьяне,

 ремесленники, чиновный люд. Много приезжих. Суетились стайки полуголых

 детей, вездесущие продавцы предлагали сок сахарного тростника и

 прохладительные напитки.

 

В самом удобном месте, в тени баньяна, сидели знатные горожане. Среди

них - сам правитель княжества Барода сиятельный Гекавад, верховный судья

 Бомбея Ранаде, несколько англичан из колониальной администрации. На поле

 стоял большой предмет, скрытый под полотняным покрывалом. Вокруг него

 прохаживались два - босоногих полицейских, изредка помахивая бамбуковыми

 палками в сторону слишком любопытных детишек.

 В десять утра появился виновник ожидаемого события, невысокий худой

 учитель Бомбейской школы искусств Бапуджи Тальпуле вместе со своим

 помощником, рабочим-строителем Миткаром. Поклонившись высоким гостям,

 мастер попросил начать испытания. Гекавад милостиво кивнул. Тальпуле с

 помощником стащили покрывало, и перед притихшей публикой предстала

 деревянная птицеподобная машина с треугольными крыльями, высоким

 хвостовым оперением, стоящая на трех небольших колесах. Сверку над ней

 виднелось отверстие.

 

По указанию Тальпуле полицейские согнали людей с широкой полосы

 очищенной от трав и цветов земли, которая тянулась в сторону моря, а

мастер с помощникам тем временем открыли боковой люк в фюзеляже машины и принялись что-то делать внутри. Через некоторое время из-под "птицы" повалил дым, раздался нарастающий гул. В толпе послышались испуганные женские возгласы.

Помощник закрыл дверцу и махнул рукой Тальпуле, голова которого уже

 выглядывала из отверстия в спине "птицы". Рев, исходящий от машины, стал

 невыносимым, м вот она покатилась по земляной дорожке, слегка

 подпрыгивая на выбоинах и оставляя за собой клубы пыли. Скорость

 нарастала. Неожиданно все заметили, что аппарат уже не катится по земле,

 а летит в воздухе, поднимаясь все выше и постепенно разворачиваясь над

 морем. Возбужденные зрители побежали вслед за ним, размахивая руками и

 выкрикивая слова восхищения.

 Поднявшись до высоты не менее 1500 футов, "птица" сделала большой круг и

 начала снижаться, заходя на посадку.

Эту историю рассказал индийский журнал "Серчлайт" 21 сентября 1952 года,

 ссылаясь на сообщение в бомбейском еженедельнике "Вивидхавритта",

 издававшемся в конце 19-го века. Описывая полет машины Тальпуле, автор

 давней заметки сообщал, что умелец построил ее, руководствуясь

 указаниями древних индийских рукописей "Виманики шастры" и других.

 Неоценимую помощь ему оказала жена, знаток древней санскритской

 литературы. Опираясь на древние описания летательных машин, Тальпуле

 сначала построил небольшую модель аппарата, которую продемонстрировал на выставке в Бомбее в 1890 году. Модель осмотрел и одобрил верховный судья Бомбея Махадео Ранаде, он поcоветовал мастеру обратиться за помощью к западным инженерам и экспертам. Тальпуле отказался сделась это, не без  оснований опасаясь за судьбу своего изобретения, да и за свою

 собственную. Он продолжил работу над созданием рабочей модели самолета,

 которую назвал "Марутсакха" Затем состоялся первый и, вероятно,

 последний его полет. Вскоре умерла его любимая жена, и Тальпуле потерял

 всякий интерес к авиации. Он умер в 1917 году, а его машину продали

 наследники английской фирме. Какова была ее дальнейшая судьба -

неизвестно.

В 1985 году в Индии вышла в свет книга "Виманы в древней Индии". Автор

 ее - профессор-санскритолог из Калькутты Д.К.Канджилал. Еще во время

учебы в колледже он обратил внимание на то, что в древних индийских

 книгах нередко встречаются описания летательных машин и воздушных

 путешествий на них. Эти машины назывались по-разному: радхи, воздушные

 колесницы, но чаще всего - виманы. Он начал тщательно изучать древние

 тексты, консультировался у специалистов в области авиации и

 космонавтики, штудировать труды по метеорологии, материаловедению,

 сравнивая современные научные данные с тем, что сообщали старинные

 книги.

 

Упоминания о летательных машинах содержатся во многих древнеиндийских

 текстах. Канджилал отмечает около 20, причем говорит, что это - лишь

 небольшая часть. Древнейшие из этих текстов - веды. Они были составлены, по мнению  большинства ученых-индологов, не позднее 2500 года до нашей эры; ученый X. Якоби относит их к 4500 году до нашей эры, а индийский исследователь В.Г.Тилак - даже к 6000 году до нашей эры. Безусловно, ведические тексты  сегодня древнейшие из известных книг в мире. Веды - своеобразная энциклопедия древних индийцев, где собраны религиозные гимны и обрядовые  уставы, исторические летописи, разнообразные сведения по астрономии,  космогонии, метеорологии, металлургии, медицине... В 150 стихах  "Ригведы", "Яджурведы", "Атхарваведы" описываются летательные аппараты.  Одну из таких "воздушных колесниц, летавших без коня", построил,

 согласно тексту, божественный мастер Рибху. В тексте говорится, что эта

 колесница была очень удобной и летала путями птиц в небе. Древний автор

 приводит технические характеристики и конструкцию: аппарат имел

 треугольную форму, два крыла, был трехэтажным, имел три колеса,

 втягивавшихся во время полета, изготовлен был из нескольких видов

 металла, работал на жидкостях, называемых мадху, раса и анна.

 Анализируя этот и другие санскритские тексты, Канджилал приходит к

выводу, что раса - это ртуть, мадху - спирт, изготовленный из меда или

 сока фруктов, анна - спирт из ферментированного риса или же растительное

 масло.

 

"Быстрее мысли колесница двигалась, как птица в небе, поднимаясь к

солнцу и луне и опускаясь на землю с громким ревом" - говорится в

 тексте. Колесница управлялась тремя пилотами и брала на борт 7-8

 пассажиров. Она могла садиться как на землю, так и на воду.

Ведические тексты приводят описания колесниц, на которых летали боги, а

 также кое-кто из смертных. К примеру, вот как описывается полет

 колесницы, принадлежавшей Марутам: "Дома и деревья дрожали, а небольшие  растения вырывались с корнем ужасающим ветром, пещеры горах наполнялись  грохотом, а небо, казалось, расколется на куски или упадет от огромной скорости и могучего грохота воздушного экипажа".

 Много упоминаний о воздушных колесницах встречается в великих эпосах

 индийского народа - "Махабхарате" и "Рамаяне". Интересно, что и в них

 речь идет о полетах на виманах не только богов, но и многочисленных

 смертных - царей, героев. Царь Упаричара Васу получил в подарок от бога

 Индры волшебную виману. С нее он мог наблюдать за всеми событиями на

 земле, полетами богов во Вселенной, а также посещать другие миры. Царь

 так увлекся своей летающей колесницей, что забросил все дела и большую

 часть времени проводил в воздухе вместе со всеми своими родственниками.

 Герой "Махабхараты" Арджуна летает в вимане бога Индры - тот даже

 предоставил в его распоряжение своего возничего Матали. Из описаний

 следует, что Арджуна летал не только в атмосфере Земли, но и в космосе,

 принимая участие в боевых действиях богов против демонов...

 Герой "Рамаяны" Рама овладевает летающей колесницей демона Раваны,

 которая называлась Пушпакой. Этот аппарат имел вид "маленькой горы,

 суживающейся наверху" (т. е. она была, вероятно, ракетоподобной. -

 Р.Ф.). В середине находились со вкусом обставленные комнаты с удобными

креслами и маленькми "окошками". Вимана с грохотом поднимается вверх.

 Стартовав на Шри-Ланке, Рама со своими спутниками видели сверху волны

океана, затем летали над холмами и лесами, сделали две промежуточные

 посадки и достигли города.

 

Айджохья в Северной Индии, преодолев расстояние в 2300 километров за 8

 часов полета. Аппарат вмещал до 12 пассажиров, т.е. был большим, чем

 ведическая вимана.

 Душаанта, герой бессмертной драмы "Шакунтала" индийского поэта 1 века до

 нашей эры Калидасы, также летал в вимане бога Индры. Как пишет автор,

 когда аппарат двигался в слое туч, его колеса вымокли, а молнии

 извивались вокруг экипажа. Когда воздушный корабль стал опускаться,

 стали различимы верхушки холмов на земле. Показались ветки деревьев,

 которые нельзя было рассмотреть с большой высоты, реки стали шире,

 приблизилась и стала выпуклой поверхность Земли.  ("Наука

 о виманах"), авторство которой приписывается мудрецу Бхаравадже

 Профессор Канджилал считает, что текст этой книги был составлен не позже

 Х века нашей эры. Она представляет собой часть большой древней

 энциклопедии "Янтрсарвасва" (это название можно перевести как "Все о

 машинах"), не дошедшей до нашего времени. В книге приводятся

 многочисленные ссылки на труды 97 древних ученых и экспертов по вопросам

 строительства и эксплуатации летательных аппаратов, материаловедения,

 метеорологии.. Приводятся правила управления летательшми аппаратами,

 обслуживания их, описываются методы тренировки пилотов, режим питания,

 способы изготовления специальной защитной одежды для них. Следует

 отметить, что книги упоминаемых древних авторов не сохранились, но о

 реальности их существования свидетельствуют ссылки на те же авторов в

 некоторых других источниках, дошедших до нас.