Эмма Маминева
С индийской медициной мне пришлось столкнуться сразу по приезду - простыла в самолете. Наутро поднялась температура, осип голос. Благо был воскресный день, и мой муж - переводчик повел меня в госпиталь нашего городка, к местным врачам.
Меня удивило то, что дежурный врач , выслушав мои жалобы, в переводе супруга, даже не взглянув на мое горло, не послушав мои легкие, сразу что - то застрочил на листке бумаги и отдал этот листок мужу, со словами : "В аптеку!" - как я поняла. Мы двинулись туда.
Там мне выдали целую гору лекарств - на 3 дня. Как я потом узнала, так всегда делается, лечат первые 3 дня. Потом или ты, выздоровевший, выходишь на работу. Или снова приходишь в госпиталь и продолжаешь лечение. Лекарства выдают бесплатно. Обслуживание у докторов нашего госпиталя - входит в нашу страховку. Медицина в Индии платная, страховая, такая же, как и в России.
Дома я выпила лекарства - штуки 4 зараз (и столько же нужно было выпить вечером) и глотнула микстуры. Она так деранула мое несчастное горло, что к вечеру голос совсем пропал. Но, правда, и температура тоже спала...Я честно пропила лекарства 3 дня, но голос не возвращался.
Утром 4-го дня, встав пораньше, чтобы успеть посетить врача до начала рабочего дня мужа, мы снова отправились в госпиталь. Теперь уже другой доктор , выслушав мою основную жалобу - голос пропал - тоже, не посмотрев мое горло, накатал мне еще рекомендаций на листок, и мне снова выдали пригорошень лекарств.
Еще 3 дня лечения не дали никакого улучшения. Говорить я не могла. Даже шептать было нечем...
Тогда я открыла Интернет и прочитала, как лечить ларингит: 1. ПОЛНОЕ МОЛЧАНИЕ, даже не шептать - 7 дней. 2. Полоскать горло теплым раствором соды - 7 дней. Так я и сделала. И о, чудо, ровно через неделю голос вернулся!
Несколько насторожившись из-за такого опыта общения с индийскими медиками, я стала собирать агентурные сведения. Выяснила,что с диагностикой на слух ( основанной на жалобах больного) у индусов и вправду не очень хорошо. Долго будут возиться, если не вылечишься за первые 3 дня. Зато у них очень хорошие приборы для исследований, и они неплохие специалисты в области хирургии. Некоторые из наших даже успешно сделали в Индии шунтирование сердца.
Все это потому, что самостоятельно работать индийский врач начинает только после 12 - летней практики под чьим-то началом. Хирургия строго специализирована. Например, доктор, который тут нашим удалял грыжи - уже несколько десятков лет делает только это - ОДИН НА ВЕСЬ ШТАТ, плюс его еще в другие штаты приглашают- на самолете летает.
Лапароскопия желчного пузыря - один специалист. Полосная операция - другой. Понадобилось нашему сыну сделать энцефалограмму головы - была травма в детстве - так мы месяц ждали, пока приедет специалист из другого штата и ее сделает. А потом месяц ждали, пока расшифрует...
Довелось мне в Индии попасть на операционный стол - с камнями в желчном пузыре.
Вообще -то боли в желчном меня никогда не беспокоили. Обнаружились камни случайно, на профосмотре ... Хирург ( наши такие же кардинальные, кстати, как и индусы) сразу посоветовал резать к чертовой матери! "Полный пузырь камней, зачем вам эта бомба замедленного действия?! Планово будете делать- удалят лапароскопией - вытащат через три прокола- никаких разрезов, фигура не пострадает!" Но были врачи, не хирурги, которые говорили иное: раз приступов боли не было, то и резать не надо... Вот я и тянула.
Но уже находясь в Индии, почувствовала себя хуже. Индусский хирург рекомендовал то же самое, что и наш, только по-английски, резать.
И я решилась...
Вечером после рабочего дня муж повез меня в соседний город Нагиркойл в госпиталь. Там мне сделали всего два анализа : взяли кровь из пальца и флюорографию. Потом препроводили в отдельную палату.
В ней стояло две койки - одна для больного, вторая для члена семьи. Медсестра была очень удивлена, узнав, что мой муж уедет ночевать домой - у них так не принято. Больной ложится в клинику вместе с кем-то из родственников, а часто с кучей родственников, которые спят возле него прямо на полу. В содержание больного входят только лечение и лекарства. Кормить не кормят - столовых, как у нас, нет. Есть , правда, буфет с весьма специфичной кухней.. .Зачастую родственники варят еду больному прямо в палате , на плитке.
Комната была такая обшарпанная и затрапезная, что даже показалась мне грязной...Хотя вечером пришел уборщик и тщательно помыл полы, разбрызгав какой-то индусский асептик, который очень приятно пах, в отличие от нашей хлорки. К моему удивлению, паутину со стен санитар не убрал...
Операцию мне назначили на 16. 00 следующего дня, и мужу наказали обязательно приехать.
Утром мне велели не есть, не пить и проделали всякие подготовительные процедуры. Сделали пробу на наркоз. Потом приехал муж и расписался во всех необходимых документах, дал разрешение на операцию. Иначе нельзя.
Потом меня привели в предоперационную палату, мужу велели подождать у двери. Вышел врач в маске и что то спросил у меня по-английски, которым я не владею. Я пролепетала: " Май хасбан.. май хасбан .." - и махнула рукой в сторону двери. Больше я доктора не видела. Пригласили мужа. Он сел со мной на кровать и стал морально меня поддерживать.
Сюда же привозили и больных после операции. Я наблюдала, как сначала возле прооперированного останавливались хирурги и пытались его разбудить после наркоза . Если это сразу не получалось, хирурги уходили, я так поняла, что у них время расписано, конвейер больных. И наступала очередь будить больного с помощью медсестер. Если и это не получалось, звали тяжелую артиллерию - родных, которые врывались в палату с криками и начинали голосить и звать больного. Может, поэтому случаев, чтобы больной не проснулся после наркоза у индусов практически не бывает.?
От криков у меня разболелась голова и дико захотелось убежать отсюда в Россию, на наш операционный стол... Но я не успела. За мной пришли.
В предбаннике перед операционной с меня сняли одежду и дали зеленый халат , завязывающийся спереди. Потом завели в стерильную операционную и положили на стол. До сих пор с ужасом вспоминаю, как надо мной склонилась врач - хирург... В ЗЕЛЕНОМ, как мой халат , САРИ , вся увешанная золотом.
Видно, индусы очень верят в асептические свойства своего почти чистого золота. ( в Индии проба золота 916) Потом надо мной склонился мужчина - хирург и спросил, как меня зовут и, как я догадалась, расслышав предлог «фром» , из какой я страны. Я пробормотала : « Рашен…» Потом мне сделали укол…
Я проснулась уже в палате от дикой боли и тошноты…Неожиданно для себя я выучила сразу два слова «Пейн и дошя» . Я догадалась по разговорам медсестер, что это значит « больно» и « тошнит». Странно, что в таком состоянии я усваивала новую лексику. Откуда -то сообразила, как соорудить фразу: « гив ми плиз инъекшен фо слипин…» Потому что, видимо, от воздействия наркоза, никак не могла заснуть …
Сутки меня продержали в послеоперационной палате без питья и воды. Медсестра посматривала на часы, когда я пыталась пробормотать « воте, плиз..» и изобразив ужас на лице , восклицала: «ноу»! Потом, увидев мои страдания, стала протирать мне губы мокрой салфеткой…
Ровно через 24 часа мне дали горячей воды…Это было блаженство…
На всякий случай, как иностранку, меня оставили в этой палате еще на сутки. Мне стало чуть лучше, и я смогла оглядеться.
В палате на 16 пациентов приходилось две медсестры. Они дежурили сутками. Медсестры начинали свой день около семи часов ( не рано, по нашим понятием) с чистки зубов и умывания прямо под краном этой же палаты. Вообще у индусов культ чистки зубов и мытья рук. Даже за городом , в грязноватом канале, вы можете увидеть группку индусов вот так чистящих зубы водой из этого канала и моющих руки, по локоть, как хирурги…
Закончив с личными утренними процедурами, медсестры принимались за больных. С кувшином воды и салфеткой медсестра подсаживалась к каждому лежащему, умывала, причесывала волосы... Женщинам медсестра заплетала длинные косы. Все это неторопливо, с явным удовольствием . Эта же медсестра (санитарок там вообще нет, как таковых) подносила нуждающимся судна, предварительно завесив кровать специальной ширмой. Вокруг каждой кровати в палате была такая ширма. Потому что здесь находились и мужчины и женщины вместе.Действительно, в состоянии боли после операции как-то забывалось о поле...
Потом наступало время инъекций и капельниц. А потом уже звали родственников, которые ночевали в соседней палате. Обратите внимание - родственники здесь НЕ УХАЖИВАЛИ за своими близкими. Их звали для поддержания морального духа! Уход домочадцы начинали уже в другой палате…
Наконец , меня препроводили в мою отдельную комнату. Сразу же пришла медсестра с большой коробкой медикаментов - их выдают сразу на весь курс лечения и оставляют в этой же палате.
Еще один день меня продержали на сладком чае. Потом разрешили съесть немного фруктов, наглядно продемонстрировав, как их нужно перетирать зубами. А на третий день мне объявили, что операция прошла успешно и меня можно выписывать домой. ЕСТЬ МОЖНО ВСЕ…Подумав , врач добавил, кроме пива. Ближайший год.
До сих пор мне немного не по себе при воспоминании об операционной палате и красавице - хирурге в огромных золотых серьгах, колье и массивных золотых же браслетах, в праздничном сари…Но я успокаиваю себя тем, что у индусов очень мощные асептики...