ЛОМОНОСОВ - ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ

ЮРИЙ НЕЧИПОРЕНКО


- Михайло! Михайло! Куда запропастился этот негодник? Нет бы отцу помочь, он опять бездельничает, книжки читает!      Так кричала мачеха, разыскивая пасынка по углам северной поморской избы.


Изба-то большая, с клетьми и подклетями, целый домище двухэтажный, в котором под одной крышей и жильё людское с красным углом для икон, и хозяйственный двор, и загон для скота, - много мест, где можно спрятаться, уединиться с книжкой, уйти в себя и в свои мечтания парню пятнадцати годков. На Севере люди, спасаясь в избах долгими суровыми зимами от лютых морозов, жили рядом со скотиной, домашней живностью.

      А на дворе стоял... корабль. Да, осенью после промыслов затаскивали рыбаки к себе на двор корабли, поднимали на брёвнах-каталках трудяги-кочи1, на которых ходили они по Двине в Белое море, в Баренцево, ходили мимо славного города Архангельска до Соловецких островов и Груманта - так звали тогда Новую Землю. 

      Михайло, единственный сын знатного рыбака, первого на деревне Мишанинской, что под Холмогорами, промышленника Василия Дорофеевича Ломоносова, осиротел в десять лет. Как похоронил Михайло любимую матушку, не стало в его жизни нежности. Отец был вечно занят: то строил новую избу, то командовал артелью рыбаков и забойщиков моржей, а то правил коч свой за солью на Соловецкие острова (которые так и назвали из-за того, что монахи наладили там издавна добычу соли). Соль была нужна позарез рыбакам - без неё рыбка вкуснейшая, треска и палтус, не пролежит всю зиму, да и до Москвы не доедет, где можно её продать с немалой выгодой. 

      С детства Михайло подсоблял отцу, всегда был на подхвате, в помощниках: ходил юнгой на коче, ловил рыбу и ездил на солеварни, во всём разбирался, что нужно знать помору. Поморами звали выходцев из Великого Новгорода - крестьян, охотников и рыбаков, что селились по берегам северных морей и рек. Поморы были тогда, триста лет назад, в отличие от большей части простого народа России, свободными: не стояли над ними помещики, подчинялись они только царю. Платили они подушную подать в казну примерно по рублю с мужика и занимались своими промыслами. А что такое был рубль? За три рубля можно было купить корову, а хорошая книга стоила дороже коровы! 

      Целое сокровище - удивительные, невиданные книги нашёл Михайло у деревенских соседей. У старика Дудина, который учил его грамоте, была домашняя библиотека, - он имел не только Старый и Новый Заветы, но и диковинные книги: "Арифметика, сиречь наука числительная", "Псалтырь рифмованная" и "Грамматика". Эти книги Михайло страстно желал заполучить - но сосед и думать не хотел, чтобы с ними расстаться. Умер старый Дудин - и смог Михайло наконец упросить его сыновей, добился своего - заимел чудесные книги. Но как в них разобраться без учителей? В Холмогорах при архиерейском доме была школа - но детей рыбаков туда не брали. Михайле приходилось до всего доходить самому - просиживал часами за книгами, жёг лучину по ночам, прятался от мачехи, которая считала его занятия пустой тратой времени и баловством. 

      Василий Дорофеевич поначалу поддерживал сына: хотя он был безграмотным, понимал, что сведущий помощник в хозяйстве нужен. Но потом всё-таки удалось мачехе вбить между сыном и отцом клин, настроить Василия Дорофеевича против занятий Михайлы - и тот стал прятаться, мыкаться по углам, скрывая свою тягу к книжной премудрости. 

 А книжки были ох и непонятные! Одна обложка "Арифметики" чего стоит - там два греческих мудреца, Пифагор и Архимед, изображены в пышных нарядах (Архимед и вовсе выглядит как турецкий хан).

На фото : арифметика Магницкого

 Эти князья или цари - царь математики Пифагор и царь физики Архимед. Подолгу разглядывая их, любовался Михайло диковинными платьями знатных учёных. Иноземцев он видел в плаваньях с отцом, встречал шведских и голландских корабельщиков и купцов - но таких одеяний, как на царях наук с обложки "Арифметики", не видал... 

      Вздохнул Михайло, закрыл книги и пошёл на зов мачехи: опять надо помогать отцу, опять что-то затеял неугомонный рыбак, который первым сменил на деревне свой старый корабль, коч, на новый - гукор, что велел строить поморам Пётр Первый. Новая изба, новый корабль, новая жена - Василий Дорофеевич богател, хозяйство его росло на глазах у сына. А тому эти богатства были малоинтересны - вот бы арифметику с грамматикой разобрать, стать поближе к Пифагору и Архимеду...

 

- Михаэль! Михаэль! Где мой возлюбленный муж, где русский студент Ломоносов?- плакала-убивалась юная красавица в немецком городе Марбурге. Вчера муж лёг спать, как всегда, - а сегодня его уже нет.

На фото: Проспект вниз по Неве-реке

между Зимним дворцом и Академией наук.

Гравюра Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова

по рисунку М. И. Махаева


Куда же делся этот чудесный русский, который три года назад снял комнату в их доме? Михаэль пленил сердце Елизаветы, дочери хозяйки дома. Расписались молодые в ратуше, венчались в церкви - а всё равно куда-то пропал возлюбленный... 

      Так поступал Ломоносов, когда что-то не нравилось ему: так он ушёл из родительского дома и с рыбным обозом отправился в Москву. В первопрестольной Ломоносов обучался в Спасских школах, что давали богословское образование2. Затем в числе лучших студентов оказался вначале в Санкт-Петербургской академии наук, а потом и в Марбурге, куда его послали учиться в университете. Обещали российские власти при успехах Ломоносова в Германии назначить его академиком, платить немалое жалование - аж пятьсот рублей в год! Это не десять рублей годовых, на которые Михайло еле-еле мог сводить концы с концами во время учёбы в Москве.

      В Марбурге он за три года освоил курс наук, стал лучшим учеником знаменитого учёного Христиана Вольфа. Потом Михайлу послали изучать горное дело в город Фрейберг. Здесь он познакомился с академиком Готлибом Юнкером, которого прислали из Петербурга изучить устройство соляных дел в Германии. Михайло ему помог: с детства он знал, как варят соль. А Юнкер поддержал Ломоносова - послал в Академию лестные отзывы о его успехах. И главное - приохотил к сочинению од, радостных стихов, которые прославляют победы в сражениях или пишутся по случаю праздников именитых особ. Юнкер был тогда знаменитым придворным поэтом, свою карьеру он заслужил звучными стихами.

      Юнкер увёз в Санкт-Петербург первую оду Ломоносова, в которой тот прославлял победу русского оружия над турками, - и с этой оды началась история русской поэзии! А Ломоносову вскоре стало скучно во Фрейберге: быстро он освоил курс горного дела, и рассорился со своим преподавателем. Надоел ему мелочный надзор немецкого профессора Иоганна Генкеля - и Ломоносов двинулся обратно в Марбург. Но и отсюда вскоре сбежал - захотелось уже на родину: наскучила чужбина, и подался он в Голландию, в знаменитый город-порт Амстердам, чтобы на корабле вернуться в Петербург, в Академию - заняться любимыми науками. 

      Ломоносов добрался до Амстердама, нашёл в порту своих земляков - они приняли его радушно, угостили - но возвращаться в Петербург отсоветовали. Надо ждать приказа Академии наук: кто послал его за границу, тот должен и назад отзывать. Пришлось Михайле идти пешком назад, в Марбург. По дороге попал в лапы вербовщиков прусского короля, которые искали по всей Германии крепких рекрутов. Угостили Михайлу, подпоили - и обманом забрали в солдаты. Потом с немалым риском для жизни он убежал из прусской крепости... Пока бродил Ломоносов по Германии, его искали российские посланники: был студент, подавал надежды немалые, писал научные трактаты и стихи - да пропал. 

      Вернулся Михайло в Марбург, к жене; тут его нашли и вызвали в Петербург, в родную Академию, прислали на дорогу деньги... Жена и дочь приехали потом за Ломоносовым - и больше не расставалась Елизавета с русским великаном, прожили они всю жизнь на берегах Невы душа в душу. Родилось у них четверо детей - но только одна дочь Елена дожила до совершеннолетия.

- Адьюнкт Ломоносов, вас вызывают!

Ломоносов вошёл в залу, и навстречу ему встал один из самых влиятельных людей России: Михаил Илларионович Воронцов, правая рука императрицы Елизаветы Петровны. С таким знатным вельможей Ломоносов встречался впервые. Воронцов был на три года младше Ломоносова, в возрасте тридцати лет он управлял уже огромной страной.

М. И. Воронцов

Мозаика из мастерской Ломоносова

 

И делал это умело: Россия прирастала людьми и землями, науками и искусствами...

      - Наслышаны, премного наслышаны о ваших подвигах в немецкой земле. Блестящие отзывы профессора Вольфа, академика Юнкера, и даже профессор Генкель, от которого вы ушли, послал вслед вам лестную характеристику. 

      - Ваше высокородие, учился я на чужбине, пока немецкие профессора могли что-то дать. Теперь же хочу служить Родине, здесь нужны науки, без которых ни в военном деле, ни в гражданском не сможет Россия продвинуться вперёд...

      - Да, знаем мы, что хотя и создал Пётр Первый двадцать лет назад Академию, науки у нас не приживаются. Как тогда, так и сейчас все академики - иноземцы. Не хотят они учить русских студентов, да и сами наши юноши, отпрыски знатных семей, не имеют тяги к знаниям. 

      - Ваше высокородие, я видел немало молодых людей, жаждущих знаний, происходили они из самых разных сословий,3 - а ведь таланты могут являться не только среди дворян, но и в народе нашем. Путь в науку лежит через гимназию, надо дать и мещанским, и крестьянским детям возможности учиться. 

      - То, что вы говорите, весьма важно. Открыв доступ к наукам детям из низших сословий, мы можем получить ту силу, что возвысит и преобразит Россию! Можете называть меня, Михаил Васильевич, запросто, по имени-отчеству. 

      Взглянул Михаил Васильевич в глаза своему тёзке и увидел в них недюжинный ум, увидел радость мысли - и понял, что он обрёл в его лице единомышленника. Осознал впервые он перед собой и великую задачу, посильную по плечу только гиганту: просветить Россию, сделать её передовым европейским государством. Эту задачу ставил перед собой Пётр Первый, начал её решать - да не успел... Людей, которые понимали необходимость просвещения для России, тогда можно было чуть ли не по пальцам пересчитать. Воронцов и Ломоносов принадлежали к их числу.

      - Михаил Илларионович, благодарю вас покорно. Великий государь Пётр Первый в простых людях, своих подвижниках находил силы для преображения России! Его ближайший друг, Меньшиков, был сыном конюха. 

      - Мой дом всегда открыт для вас, Михаил Васильевич, приглашаю посещать нас запросто, по-дружески. Если будут чинить препятствия в Академии - милости просим, обращайтесь ко мне или прямо в Сенат: можете быть уверены в поддержке своих начинаний!

      Так Михаил Ломоносов обрёл дружбу с одним из самых влиятельных людей в России. В знак благодарности за покровительство Михаил Ломоносов посвятил Воронцову свой первый большой труд: перевод учебника физики Христиана Вольфа.

Полтавская баталия

Мозаика из мастерской Ломоносова                             Портрет И.И. ШУВАЛОВА

- Господин академик, позвольте показать вам свои вирши?

 К Ломоносову обратился незнакомый юноша: прекрасно одетый, с хорошими манерами - сразу видно, из знатной семьи... Академик Ломоносов был в расцвете сил: в свои сорок лет он не только успешно занимался физикой и химией, но создавал невиданные в России картины из мозаик, составлял смеси для фейерверков по случаю праздников в честь побед русского оружия. Ломоносов сочинял и стихи, да так писал, что ими зачитывались при дворе, издавали на лучшей бумаге и преподносили высшим чинам государства и самой государыне императрице! Немудрено, что дети влиятельных особ хотели походить на Ломоносова и писали стихи, почитая его своим кумиром. 

      Юноша, который принёс на суд Ломоносова свои неумело написанные строчки, понравился ему своей скромностью и доброжелательностью. Если в Воронцове нашёл Ломоносов человека большого ума, государственного масштаба, то в этом молодом человеке он увидел тонкость чувств, интерес к духовным материям, страсть к наукам и искусству. Юноша этот, Иван Шувалов, со временем стал верным другом и помощником Ломоносова, вместе они основали Московский университет. Так с любви к поэзии началась история образования в России!Иван Шувалов был любимцем императрицы Елизаветы Петровны, и влияние его было огромно. Но все свои немалые возможности он употреблял не для славы, не для чинов - о науках и искусствах он пёкся более, чем о самом себе. Немудрено, что он стал соратником Ломоносова. При помощи Шувалова Ломоносов смог осуществить грандиозные проекты: построить мозаичную фабрику под Петербургом, создать картину "Полтавская баталия", над которой он работал несколько лет. Мозаика эта, набранная и склеенная из кусочков цветного стекла - смальты - на медном подносе, - огромна: площадью 300 квадратных метров, состоит она из миллиона кусочков смальты, а один только медный поднос весит 80 пудов4. Она предназначалась для пантеона Петра Первого в Исаакиевском соборе. Сейчас можно любоваться этой картиной в здании Академии наук в Санкт-Петербурге.

- Михаил Васильевич! Михаил Васильевич пришёл!

Ученики академической гимназии от радости вскочили с мест: они увидели своего кумира, легендарного учёного Ломоносова. С тех пор как руководство гимназии перешло к нему, ребят стали хорошо кормить, прилично одевать, у них появились хорошие учителя.

Ломоносов в заключении

Рисунок Евгения Подколзина


 Учиться стало гораздо интереснее - и веселее. Михаил Васильевич сам, на свои деньги купил сотни глобусов - и передал их не только в гимназию, а разослал по всей России. География была его любимой наукой. А какая наука была не любимой?

      Трудно найти область наук о природе, в которой Ломоносов не оставил бы следа. Даже в астрономии удалось ему сделать открытие: при наблюдении прохождения Венеры по диску Солнца, за которым следили сотни лучших учёных Европы при помощи телескопов, он смог увидеть в простую подзорную трубу то, что пропустил другие, - и открыть на Венере атмосферу!

      Ломоносов, желая приохотить ребят к знаниям, рассказывал им о немецких университетах, о своих путешествиях, о далёких землях и людях, которых повидал во время странствий. Рассказывал о своём побеге из прусской крепости, о Голландии и Германии, о рудниках в Саксонии, о добыче соли на Соловецких островах и моржей на Белом море. Как зачарованные слушали ребята доброго великана Ломоносова. Он так много знал: Михаил Васильевич написал учебники по истории и грамматике, по физике и минералогии. Он был открывателем и зачинателем целых наук! 

Поведал Михаил Васильевич ребятам и о рискованных опытах с электрическими силами, когда они со своим другом академиком Георгом Рихманом старались разобраться, откуда на небе берутся молнии. Во время одного из таких опытов Рихман погиб, убитый шаровой молнией... Рассказывал Ломоносов о природе света, происхождении небесных явлений - грома, молнии, северного сияния. Слушали ребята - и задумывались над загадками природы, в душе их рождалась тяга к неизвестному, желание эти загадки разгадать. Так росло первое поколение русских учёных - учеников и последователей Ломоносова. Среди них был и его племянник Миша Головин - сын сводной сестры Ломоносова, дочки его отца и той самой мачехи, которая запрещала Михайле читать книги. Племянник был отдан в академическую гимназию в Петербурге и показал прекрасные способности; со временем он сам стал профессором, учеником великого математика Леонарда Эйлера.

Вслед за Ломоносовым пошли русские люди в науку - а проторил им дорогу сын рыбака, первый великий учёный и поэт, который вместе со своими единомышленниками поднял науку, искусство и образование в России XVIII века на небывалую высоту. После себя оставил Ломоносов десятки книг, и никого из учёных не издавали тогда в России так много и часто, как его, никого так не любил народ. Со времён Ломоносова науки расцвели в России, спасли в войнах и эпидемиях миллионы соотечественников, наполнили смыслом жизнь сотен тысяч людей.

      О таких, как Ломоносов, с уважением говорят в народе: соль земли русской… Ломоносов оставил след на лице земли: в честь него названы город под Петербургом, гора на Камчатке (вулкан на острове Парамушир), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, мыс в Приморье, ледник на Шпицбергене, плато в Гренландии, хребет в Антарктиде… и даже кратер на Луне!

( печатается в сокращении, полный текст: http://epampa.yuniko.ru/nech/lomonosov2.html)