Как Пётр I завлекал в библиотеки

Марина САРЫЧЕВА

 

А знаете ли вы, какими методами Пётр I в своё время прививал любовь к чтению? Открывая библиотеку при Кунсткамере, государь в разговоре с генерал-прокурором города, который выступал за то, чтобы брать с людей деньги за посещение библиотеки, повелел - тому, кто придет в библиотеку, на выходе давать чашку кофе или рюмку водки. И это подействовало: народ стал вставать в очередь, чтобы получить заветный бонус. Главному библиотекарю Кунсткамеры выдавались 200 рублей – сумасшедшие деньги по тем временам – на то, чтобы эту чашку или рюмку обеспечивать. Вот с этого начинались библиотеки – людям еще и приплачивали, чтобы они шли в библиотеку!

Книги-проездные в бразильском метро

Согласно исследованию бразильского Института книги, каждый бразилец читает только около 2 книг в год. Чтобы повысить читательскую грамотность населения, местные издатели запустили инновационный проект по развитию книжного рынка. «Купи книгу – пользуйся метро бесплатно», - именно под таким девизом стартовала акция от популярного бразильского издательства «L&PM Editores», которое вместе с рекламным агентством «Africa» создали книжки-проездные.

Такая книжка дает право на 10 бесплатных поездок в метро. В обложку каждой книги вшит чип, пассажиру нужно лишь приложить ее к сканеру на турникете, чтобы оплатить проезд. Для того, чтобы упростить приобретение такого проездного, компании организовали точки продажи прямо на станциях метрополитена. Когда 10 поездок закончатся, книжку-карточку можно пополнить через Интернет, а если книжка прочтена — передать ее другу. Доступна такая оригинальная книга практически на всех станциях метрополитена Сан-Паулу.

Пока фигурируют десять наименований с обложками, оформленные в тематике метрополитена: «Сто сонетов любви» Пабло Неруды, «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Искусство войны» Сунь Цзы, «Собака Баскервилей» Артура Конан Дойла, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Аллея убийств» Агаты Кристи и др. Организаторы уже продали 10 тыс. книг.

Идея оказалась настолько популярной, что представители издательства сейчас работает над запуском аналогичной акции в других городах Бразилии.