МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА УМА?


Эмма МАМИНЕВА

Моя дочь была во вто­ром классе, когда на родитель­ском собрании учительница, рас­сказывая об успехах учеников, разделила их на две неравные категории: пара человек - дети со склонностью к математическому мышлению, остальные - гумани­тарии.


«А как моя?» - спросила я с интересом. «Это истинный гумани­тарий!- воскликнула учительница,-  как и вы». О том, что я журналист, знали многие в школе. А вот о том, что в моем аттестате наряду с «пя­терками» по всем гуманитарным предметам еще красовались и «пя­терки» по алгебре и геометрии, знала только я.

Этим успехам я благодарна учительнице, преподававшей у нас точные науки с седьмого по девятый класс. До этого осо­быми успехами ни я, ни мои одноклассники в алгебре и геометрии не блистали. «Четверки» мне ставили больше за старания, чем за способности. И тут к нам пришла Элеонора Михайловна. Приехала она с мужем, военным, из Германии. По специальности она была  историк, то есть гуманитарий. Но случилось так, что в школе в Германии, где она преподавала историю, долгое время не было учителя математики, вот Элеоно­ре Михайловне и пришлось его замещать. Поскольку, как гова­ривала Элеонора Михайловна, в математике она сначала тоже была «ни бум-бум», ей приходи­лось туго. А потом получилось, как в анекдоте о преподавателе физики, когда  после сотого объясне­ния он сказал ученикам, что уже сам понял то, что объяс­няет!  

Будучи не склонна к точным наукам Элеонора Михайловна, пытаясь открыть для себя алге­бру и геометрию, делала откры­тия и для учеников. Я уже сегодня не помню, как она нам объясняла точные науки, а жаль. Знала бы, как это будет актуально, записы­вала бы за ней и свято хранила записи! Помню, придет с утра озадаченная и говорит: «Вчера я полночи думала, как вам объ­яснить... Вот, смотрите, значок объединения похож на незакон­ченную О, а вот это - обозначает пересечение...» И пишет-рисует свои объяснения на доске. Все с какими-то шутками, сказками... И нам все понятно...

 

Через несколько месяцев в нашем классе не было не то, что «двоек» - «троек»! Прогулы прекратились, все ребята с интересом занимались на уроках. Помню тот азарт, с которым мы все старались решить уравнения, соревнуясь, кто быстрее!

Сегодня, благодаря Элеоноре Михайловне, я считаю быстрее, чем продавец на кассовом аппарате. Причем округляю результат так, чтобы получить размер сдачи не менее допустимого мной уровня. Если меньше - задаю вопрос: «Почему так мало?» И, как правило, обмануть меня не удается...К сожалению, с основами высокой математики у меня отношения сложились не очень хорошо - к десятому классу наша преподавательница вновь уехала с мужем -военным. Но любовь к математике оставила нам в подарок. Поэтому не случайно, видимо, я была одной из немногих на факультете журналистики МГУ, у кого была «пятерка» по логике. Преподаватель нашего курса все удивлялся, ведь «у женщин должно быть неважно с логикой, вы какая-то нетипичная..." Зря удивлялся. Дело не в логике. А в привитом вовремя математи¬ческом мышлении. И должно это, по-моему мнению, происходить даже не в начальной школе, а еще в детском саду! Кто из родителей может похвастаться тем, что в детском учреждении, которое посещает их ребенок, регулярно проводятся занятия по логике и математике? Только, если этот сад логопедический или коррекционный! Я имею в виду обыкновенный детсад, для всех детей, а не какой-то авторский, «навороченный», может, такие и есть в нашем городе, не знаю... 

Не понимаю, почему считается, что философам, историкам, журналистам не нужна математика. Нужна. Особенно последним. Сколько грамотных, с проблесками литературного таланта, но совершенно не выдержанных логически статей я прочитала за свою жизнь! В которых начало не сходится с концом, выводы не вытекают из предпосылок! Конечно я не призываю ввести на журфаке, как вступительный экзамен, алгебру, это было бы чересчур. Да и не сдадут ее нынешние таланты, окрещенные «гуманитариями». Так уж повелось, что математику в школе нам преподает та маленькая, я бы даже сказала крохотная часть людей, у которых мышление кардинально отличается от мышления большинства. Это те немногие, которым все понятно в учебниках по алгебре и геометрии. Но что же делать нам, всем остальным, отнюдь не глупым, просто, как я считаю, с мозгами устроенными по-другому?

Я бы посоветовала тем, кто хотел бы научиться мыслить четко и ясно , да еще уметь правильно излагать свои мысли вслух, доказывать свою правоту как в статьях, так и в беседах, вернуться к азам математики. Например, десятиклассникам - к учебникам пятого - шестого класса. Сами удивитесь, с какой легкостью, будучи старшеклассниками, вы поймете прошлые темы. А там, где появятся трудности - проконсультируйтесь с учителем. Возможно, воодушевленный вашим интересом к его предмету, он согласится и на факультатив? А вообще, неплохо было бы в качестве эксперимента пригласить обучаться в вузы на математические факультеты именно гуманитариев. Конечно, экзамен должен быть максимально щадящий, главное - желание будущих студентов понять математику и потом донести это до детей! Кто знает, может быть, это способствовало бы более гармоничному развитию наших школьников, ведь не случайно говорится, что математика - царица ума!