За чтение раба вешали!

Марина САРЫЧЕВА

 

Знаете ли вы, что известного всем заклинания «Трах-тибидох» старика Хоттабыча, героя сказки Лазаря Лагина, в книге нет? Оказывается, в оригинальном издании сказки 1940 года Хоттабыч сопровождал свое колдовство словом «лехододиликраскало» («Вместо ответа Хоттабыч, кряхтя, приподнялся на ноги, вырвал из бороды тринадцать волосков, мелко их изорвал, выкрикнул какое-то странное слово «лехододиликраскало» и, обессиленный, опустился прямо на опилки, покрывающие арену»). Это таинственное слово из первого издания представляет собой не что иное, как первую строку иудейского литургического гимна встречи Шаббата (субботы) в ашкеназском (восточноевропейском) произношении, в буквальном переводе: «Иди, мой Возлюбленный, навстречу невесте, (приветствуем лик субботы)». В современном иврите это звучит как «Леха доди ликрат кала..»

 

Интересно, что в последующих изданиях книги этого слова нет. Равно как нет и слова «трах-тибидох». Это слово есть только в радиоспектакле 1958 г., изданном потом на грампластинке.

 

 ___________________________________________

 

Чем больше человек читает в детстве, тем больше зарабатывает в будущем – к такому выводу пришли экономисты из университета Падуи (Италия), которые изучили 6 тыс. человек из девяти разных европейских стран. Они изучили период с 1920 до 1956 годы, когда в Европе произошла школьная реформа, и прибавился один год к обязательному образованию. Исследователи посчитали, что дополнительный год образования увеличил средний пожизненный доход человека на 9%. Но для детей с небольшим количеством прочтенных книг эта цифра поднялась лишь на 5%, а для тех, кто читал много, — на 21%.

 

____________________________________________

 

Всем известно, что чтение развивает ум человека и заставляет думать. Это прекрасно понимали даже рабовладельцы. Канадский писатель Альберто Мангуэль в своей книге «История чтения» пишет, что в XVIII веке в Южной Каролине был принят закон, строго запрещающий всем неграм - все равно, рабам или свободным - учиться читать. Его никто не отменял до середины XIX века. «В первый раз, когда вас ловили за чтением и письмом, вас секли плетью из воловьей шкуры, за второй раз полагалась плетка-девятихвостка, а на третий раз вам отрубали фалангу указательного пальца».

По всему Югу обычным делом было повесить раба, который учил читать своих товарищей. Рабам ум не был нужен.