4 трагедии в жизни Альфреда де Мюссе

Марина САРЫЧЕВА

 

Мюссе часто называют французским Байроном. Как и автор «Паломничества Чайльд Гарольда», он находился в разладе с окружающей его действительностью.

 

Первый сборник стихотворений Альфред выпустил в двадцать лет. Вскоре были поставлены его первые драматические произведения, а небольшие по объему романы сделали Мюссе любимым писателем Франции.

Его буйная, интересная жизнь была также наполнена трагедиями и тяжелейшими страданиями, о которых мы решили вам рассказать.

 

Болезни

С раннего возраста Альфред де Мюссе был болезненным мальчиком, крайняя нервность доводила его порой до припадков. Известно, что галлюцинации и приступы не оставляли Мюссе на протяжении всей жизни. Спал он мало — после веселых вечеров приходил и сразу садился за работу, доводя себя до изнеможения. Вдобавок Мюссе много пил, что, естественно, не могло положительно сказаться на его здоровье. В молодые годы он переболел сифилисом, и в результате осложнений к прочим болячкам прибавилась глухота.

 

Любовные неудачи

Альфред де Мюссе пользовался большой популярностью среди представительниц женского пола. Когда ему было 18 лет, он увлёкся молодой красивой испанкой Делакарт, однако их взаимоотношения закончились довольно быстро. Её место в сердце Мюссе заняла княгиня Христина Бюльжойзо, но её неприступность быстро ему надоела. Вскоре он встретил певицу Полину Гарсию. Ее голос чарует его, но холодный нрав Полины быстро надоел писателю, и уже через год Мюссе встретился со знаменитой артисткой по имени Рашель. Однажды девушка дала ужин, на который пригласила Мюссе. Гости восхищались драгоценным кольцом Рашель, и девушка решила устроить своеобразный аукцион. Победу в нём, естественно, одержал писатель, заявив, что за это кольцо он отдаст Рашель своё сердце. Но проблема заключалась в том, что для Мюссе это была все лишь шутка, и в скором времени он вернул кольцо.

Взаимоотношения с Жорж Санд

На литературном небосклоне Франции взошла звезда Авроры Дюдеван, писавшей под псевдонимом Жорж Санд. Мюссе познакомился с молодой писательницей в тот момент, когда весь литературный Париж зачитывался ее романами. Поначалу это была просто дружба, однако вскоре Мюссе понял, что два месяца общения с Санд перевернули его мир. Он написал возлюбленной письмо, в котором раскрыл свои истинные чувства к писательнице. После этого письма Мюссе переехал жить к ней, и для них началась счастливая жизнь: они устраивали розыгрыши, веселились и дурачились, творили, а самое главное — любили. Их связь длилась полтора года. Но хотя поэт и чувствовал себя счастливым, у него постепенно проходило безумие чувств, он начал сравнивать Санд с другими женщинами и не нашёл никакой разницы. Во время поездки в Италию Мюссе решил признаться в том, что он больше не любит. Естественно, это был удар для Санд, которая в то время заболела лихорадкой. Мюссе находился с ней рядом, помогал ей пережить все трудности — и, заразившись, заболел сам. Двадцать дней теперь уже Жорж Санд и молодой врач Паджелло ухаживали за больным. В их совместных и слаженных действиях Мюссе увидел зарождение нового чувства, ему стало невыносимо больно от осознания того, что Санд больше не принадлежит ему. Он вновь полюбил её, но было слишком поздно. Мюссе хотел объясниться с Санд, но непреклонная женщина напомнила ему, что они расстались еще перед ее болезнью. Боль от расставания с Жорж Санд нашла отражение в самом известном произведении писателя — романе «Исповедь сына века», где показана безысходность судеб молодого поколения Франции, выражена светлая надежда, что в будущем человечество обретёт покой и счастье.

Одиночество

В конце жизни талантливого поэта и писателя Альфреда де Мюссе, создателя многих произведений, практически все забыли. Он вел грустную, одинокую жизнь — дни его проходили в основном за игрой в шахматы или спиртными напитками. В это время он уже ничего не пишет, а Франция постепенно вычёркивает его из своей памяти, освобождая место всё новым и новым дарованиям. Умер Мюссе 2 мая 1857 г. во сне, и примечательно, что даже его кончина уже не стала известием для тех, кто когда-то так превозносил его талант.