Марина САРЫЧЕВА
А знаете ли вы, что самым часто экранизированным автором является Уильям Шекспир с 768 экранизациями своих произведений? Его знаменитейшие герои Ромео и Джульетта, Гамлет, Макбет идут в ногу со временем, так как постоянно становятся киногероями, которые рассматриваются с точки зрения современного мира.
Первый раз его пьеса попала на пленку в Англии уже в 1899 г., и с тех пор фильмы по его сюжетам снимали бесчисленное число раз. И как ни странно, но начало этой кинопопулярности положило то явление, что сейчас мы называем «массовая культура». Дело в том, что западное общество начала ХХ века оставалось все еще достаточно пуританским. Показывать насилие, убийства и любовные сюжеты на экранах только что появившихся синематографов не разрешалось, но что еще так могло привлечь массовую аудиторию, как не подобные темы? И какой выход нашли кинемотографисты? Они стали экранизировать Шекспира, преодолевая его авторитетом «пуританские» запреты, а вместе с этим знакомили с шекспировскими сюжетами широкие слои населения.
Шли годы, кино развивалось, становилось все более зрелым и «серьезным» видом искусства, а вместе с кино росло и качество экранизаций Шекспира. Правда и тут популярность, во многом, оказалась связанной со стечением обстоятельств, и опять экономических. Как только кино стало популярным, возникла проблема сюжетов. Сами по себе движущиеся картинки быстро перестали удовлетворять публику. Публике хотелось историй, но «истории» стоили денег, тогда как огромное наследство Шекспира было совершенно бесплатным, и при этом давало качество, труднодостижимое для многих «коммерческих» сценаристов.
Прошли еще годы. Кино продолжало развиваться, и теперь уже мало было просто занимательных историй, зрителю хотелось умного, необычного, глубокого кино. И такие экранизации произведений Шекспира стали появляться, например, фильм Г. Козинцева «Гамлет» с И. Смоктуновским в главной роли.
Мир начал становиться глобальным, и шекспировские сюжеты стали проникать в другие культуры. Появились японские экранизации, китайские, индийские.
Каждый год снимается по несколько фильмов на шекспировские сюжеты. И что получается в результате такой кинопопулярности Шекспира?
Получается, что по шекспировским экранизациям можно проследить историю развития и киноиндустрии, и киноискусства, и общества, и глобальных изменений, происходящих в мировой и западной культурах в целом.