Совсем не сказочная жизнь сказочника Гофмана

Марина САРЫЧЕВА

 

Его называли мастером интриги и фантастики. В самых известных книгах писателя («Дон Жуан», «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Эликсир дьявола») сочетались мистика с реальностью, отражались гротескные и трагические стороны человеческой натуры.

 

Таланты Гофмана совсем не ограничивались писательством, и на его могиле написано: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец». И, несмотря на то, что все написанное - правда, он умер в нищете, а его имущество распродали через несколько дней после смерти.

Гофман мечтал остаться в истории не как литератор, а как композитор и музыкант. Даже сменил свое имя, добавив к нему Амадей (в честь любимого композитора Моцарта). С детства музыка делала его самым счастливым человеком на свете, поэтому к 12 годам он уже освоил орган, скрипку, арфу и гитару. Он сочинил романтическую оперу «Ундина», писал камерную музыку, создал симфонию и мессу. Как композитор был известен под псевдонимом Иоганн Крейслер. Но ему пришлось долгое время проработать юристом.

Юристом Гофман был превосходным, хоть и ненавидел работу всей душой, сравнивая контору, в которой работал, со скалой Прометея. Много лет служил в разных судебных ведомствах, скитался по городам Пруссии и Польши, работал в пыльных архивах, зевал на заседаниях суда и рисовал карикатуры на членов судейской коллегии на полях протоколов. Не раз злополучный юрист пробовал бросить службу, но это ни к чему не приводило.

Началась полоса крайней нужды и разочарований, пришло горе - умерла единственная двухлетняя дочь. Гофман уезжает в Берлин, но в разоренной Наполеоном Пруссии он никому не понадобился - ни как юрист, ни как музыкант и живописец. Чтобы поесть, он иногда продавал с себя вещи... В этот тяжелый период он написал свою первую новеллу «Кавалер Глюк» - исключительно ради заработка. Она оказалась компасом, который сразу же обозначил и литературное направление, и тематику, и художественный метод Гофмана.

Весь свой жизненный опыт лег в основу сказок и повестей, которые иногда пугали своей мрачностью, а иногда меняли тональность на более легкую и мажорную. Мистическое переселение в реальный мир призраков, перенесение ночных кошмаров в дневную жизнь станет основным художественным приемом последующих произведений Гофмана и почти образом его жизни. Дойдет до того, что он сам начнет пугаться своих творческих грез и фантастических пришельцев, станет будить по ночам жену, которая будет усаживаться рядом, как успокаивающий символ реального мира. Так были написаны почти все его знаменитые произведения.

Многие книги Гофмана автобиографичны. Особенно его последний роман «Житейские воззрения кота Мурра» (1819), в котором большинство героев списано с его знакомых. А очаровательный кот Мурр - разумное воплощение домашнего любимца Гофмана, умершего незадолго до смерти писателя.

За восемь лет писатель успел написать на удивление много - два романа, огромное количество повестей, рассказов и сказок, объединенных в циклы «Ночные этюды» (1816-1817) и «Серапионовы братья» (1819-1821). Гофмана охотно читали, а после выхода в свет его повести «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819) его современники назвали «нашим бесспорно первым юмористом».

Писатель был очень популярен в Европе. Но его произведения не были с восторгом приняты немецкими литературными критиками, так как в моде был совсем иная литература - романтизм в классическом понимании этого слова.

В последние годы жизни Гофман страдал от паралича, свои последние произведения диктовал санитару. Ему было всего 46 лет, когда он умер. Похоронили его в Берлине на Иерусалимском кладбище.

После смерти писателя его жене достались бесконечные долги, 19 оригиналов его музыкальных произведений, которые она подарила прусскому королю, и бессмертные художественные произведения, которые сегодня входят в золотой фонд мировой литературы. Многие из них были иллюстрированы самим автором.

Образы, созданные саркастическим умом Гофмана, по сей день живут в кинематографе, на сцене театров и в сердцах читателей всего мира.