Марина САРЫЧЕВА
Пьер Буало родился в семье служащего среднего достатка - его отец заведовал отделом в морском агентстве. С детских лет будущий писатель увлекается детективной литературой - упивался творчеством Мориса Леблана и восхищался блистательным талантом Гастона Леру.
По настоянию родителей, да и по собственной склонности, Пьер Буало поступает в коммерческое училище (нечто вроде торгового техникума) и, окончив его, становится служащим в коммерческом отделе одной из парижских фабрик, где успешно работает, продвигается по служебной лестнице. Но страсть к детективным произведениям с возрастом не проходит.
В 1924 г. он получает дополнительную и обильную пищу. Издательство «Альбер Пигасс» начинает выпускать книжную серию «Маска», в которой публикуются только детективы. Кстати, эти недорогие, изданные в мягкой обложке, книжки выходят и по сей день. Пьер открывает этот приятный для него источник чтения, вернувшись после службы в армии. Первым произведением, которое он обнаружил в серии «Маска», был знаменитый роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Эккройда», который произвел сильное впечатление на будущего писателя.
Молодой торговый служащий Пьер Буало тоже решает сочинять детективные романы и новеллы. После работы вечерами и ночами он пишет. Не сразу у него получается, но после двух лет неудач, в 1934 г. ему все же удалось опубликовать свой первый роман «Камень, который дрожит», где действует сыщик Андре Брюнель — главный персонаж ранних романов Буало. Книга привлекла внимание читателей. После первого успеха в нескольких журналах печатают его рассказы, один за другим выходят еще два романа. Воодушевленный удачей, он бросает службу, чтобы заниматься только литературным трудом.
В 1938 г. за свой четвертый роман «Отдых Вакха» Буало получает Гран-при за лучший детективный роман, то есть высшую тогда награду в этой области литературы. Теперь он может позволить себе жениться и купить квартиру. Его женой стала юная секретарша из редакции одного из журналов, где он печатался. Он счастливо проживет с ней до самой смерти.
Однако писатель незадолго до войны понял, что одних гонораров недостаточно, чтобы содержать семью, и поступил работать администратором в ночное кабаре, но предприятие вскоре разорилось, и летом 1939 г., к моменту начала войны, он оказался без работы.
Мобилизованный в первые же дни войны, Буало попадает со своей ротой в плен и находится в немецком лагере для военнопленных до конца 1942 г. Там он тяжело заболел, и его отправили умирать на родину. Но в Париже он излечивается, поступает работать в благотворительную организацию «Национальная помощь», которая оказывала содействие обездоленным, и в первую очередь жертвам войны.
После войны Пьер возвращается к литературной деятельности, публикует еще несколько романов и новелл и к концу 40-х годов, к моменту встречи с будущими соавтором, становится одним из самых известных авторов полицейского романа.
В это время в литературе пробует себя Пьер Робер Эро. Но Эро, неудовлетворенный написанием только детективов, в 1947 г. написал книгу «Эстетика детективного жанра», одна из глав которой была посвящена работам Пьера Буало. После этого между авторами завязалась переписка, а познакомились они уже во время вручения премии Пьеру Эро, который в это время писал под псевдонимом Тома Нарсежак, развлекаясь пародиями на переводные (американские) детективы. Он был удостоен такой же премии, что и Буало в 1948 г. за мастерское владение техникой создания детективных произведений.
Во время церемонии награждения Нарсежака будущие соавторы наконец встретились. Их объединяла мысль, что современное состояние детективного жанра их не устраивает, поэтому они приступили к совместному творчеству, оказавшемуся более чем плодотворным. Датой начала совместной творческой деятельности Буало-Нарсежака является 1951 год — год выхода романа «Призрачная охота».
Всего же Буало-Нарсежак создали почти за сорок лет свыше 50 детективных романов и повестей. Помимо детективов, ими написаны 37 «обычных» романов, 5 романов серии об Арсене Люпене, продолжающих повествование о похождениях «джентльмена-грабителя», героя произведений Мориса Леблана, 6 романов для юношества, два сборника рассказов, а также сборник «Узурпация личностей» (1959). Сборник состоит из пастишей (жанр, к которому больше тяготел Нарсежак) на Конан Дойла, Агату Кристи, Эллери Куина, Гилберта Честертона, Рекса Стаута и др.
Буало-Нарсежак выступали и как теоретики детективного жанра — так, ими созданы сообща литературно-критические эссе под названием «Полицейский роман». Правда, последнее из них имеет подзаголовок «Машина, созданная в угоду читателям». В 1966 г. эссе вышло книгой. Целью исследования писателей было не только проследить историю полицейского романа, но и поставить вопрос о его проблематике, тенденциях развития, обосновать принципы психологического детектива.
По произведениям Буало-Нарсежака снято немало фильмов, в числе режиссёров, экранизировавших их сюжеты в 50-е годы — Анри-Жорж Клузо («Дьяволицы») и Альфред Хичкок («Головокружение»).
После того, как Буало умер (16 января 1989), Нарсежак написал ещё несколько книг. Он пережил своего соавтора на 9 лет.