Марина САРЫЧЕВА
28 ноября этого года исполнилось 125 лет со дня рождения украинской писательницы Зинаиды Павловны Тулуб. В истории украинской литературы вряд ли найдется более трагической судьбы, чем этой женщины. Ее имя на протяжении десятилетий замалчивалось, а значительная часть творческого наследия была уничтожена цензорами еще при жизни. Судьба все время испытывала мужество, стойкость и доброту Зинаиды Павловны и обрекла на вечные муки словом.
Будущая писательница родилась в Киеве в семье известного юриста. Ее прадеды - запорожские казаки, полковники, дед - кирилло-мефодиевский приятель Т.Г. Шевченко. Деды-прадеды были украиноязычными, отец - русский поэт, а бабушка по матери - француженка. Девушка закончила Киевскую женскую гимназию, затем Высшие женские курсы историко-филологического факультета, получила степень кандидата филологических наук. Киевский университет оставил ее для профессуры.
Зинаида Тулуб начала писать стихи на русском языке еще в подростковом возрасте. Впоследствии прониклась идеей украинского культурного пробуждения и стала писать на родном языке.
В 1934 г. Зинаида Павловна издала исторический роман-дилогию «Людоловы» - первую эпопею отечественной исторической прозы. Впервые Украина была изображена в широких международных измерениях. Центральная фигура романа - гетман Петр Сагайдачный, перипетии его военной и политической деятельности занимают видное место в романе. Чтобы написать этот роман, писательница объездила Украину и Крым, изучала татарские и турецкие исторические документы, перечитывала архивы. Она побывала во всех исторических местах, где происходили события, описанные в романе, прочитала 92 тыс. книжных страниц на разных языках, изучила около 6 тыс. архивных и музейных документов и памятников.
Второй том романа должен был увидеть свет в августе 1937 г. Но 4 июля Зинаиду Тулуб как «активную участницу контрреволюционной организации» арестовали, весь архив семьи - лучший в Киеве альбом автографов великих людей - уничтожили. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила украинскую писательницу к тюремному заключению сроком на 10 лет.
Зинаида Павловна отбывала заключение в ярославской тюрьме, а с лета 1939 г. - на Колыме. Была освобождена 4 июля 1947 г. в связи с окончанием срока. С 1947 по 1956 годы жила на территории Казахстана, не имея возможности вернуться в Украину. В течение этого времени, писательница собрала большой материал по этнографии казахов, который впоследствии пригодился для написания романа и киносценария о ссылке Тараса Шевченко («В степи бескрайней за Уралом»). Сходство судеб и возможность окунуться в местную жизнь сделали эти произведения уникальными, выделили их из большого массива сочинений на тему ссылки Тараса Григорьевича. Знание обычаев и традиций казахов помогло писательнице и при написании главного произведения ее жизни - романа «Людоловы» (в 1958 г. он был значительно переработан, в частности был внесен ряд поправок в изображение обычаев и жизни крымских татар).
В июле 1954 г. с наступлением в стране политической оттепели Зинаида Тулуб обращается к Председателю Президиума Верховного Совета СССР: «Судебное наказание отбыла, и вот уже пошел пятый год, как я маюсь в ссылке, среди полупустынных казахских целинных земель... Прошу Вас, верните меня к любимой работе, без которой жизнь для меня лишена радости, всякой цели и смысла. Я прошу не пересмотра дела, а индивидуальной амнистии, права вернуться в родной Киев, опять работать на любимой ниве ...
Только в сентябре 1956 г. благодаря Максиму Рыльскому Зинаиду Тулуб реабилитировали за отсутствием состава преступления. Обессиленная и больная вернулась она в Киев в маленькую комнатку на Коцюбинского, 2-А. Плакала, когда получила паспорт (хотя он был не темно-зеленого цвета, как у всех, а серого с записью в графе «военнообязанный» - «лишен права защиты Родины»). Радость и гордость почувствовала, когда издала роман о Т.Г. Шевченко «В степи бескрайней за Уралом». Незадолго до смерти работала над книгой «Моя жизнь», завершить которую было не суждено. Писательница умерла 26 сентября 1964 г.
Высокий пример неугасимого творческого горения Тараса Шевченко был для Зинаиды Тулуб большой духовной поддержкой, нравственной основой в преодолении личных перипетий, в утверждении себя и своей творческой индивидуальности.
Ещё о талантливых женщинах, их сложных и ярких судьбах:
Отвратительная и прекрасная жизнь Эдит Пиаф
Джейн Остин любила роман... как собственного ребёнка