Марина САРЫЧЕВА
История литературы хранит великое множество фактов, курьезов, историй, которые, как маленькие зеркала, отражают в себе личности великих писателей, их современников, время, в которое они жили.
Г.Х. Андерсен уделял очень мало внимания своей внешности. Он постоянно гулял по улицам Копенгагена в старой шляпе и поношенном плаще. Однажды на улице его остановил один щеголь и спросил: «Скажите, эта жалкая штука у вас на голове называется шляпой?» На что последовал немедленный ответ: «А эта жалкая штука под вашей модной шляпой называется головой?»
Однажды очень тучный человек сказал тощему Б. Шоу: «Вы выглядите так, что можно подумать, будто ваша семья голодает». «А посмотреть на вас, - ответил Шоу, можно подумать, что вы являетесь причиной этого бедствия».
Как-то, выступая в политехническом институте на диспуте о пролетарском интернационализме, В. Маяковский сказал: «Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин – грузином...» - «А среди дураков?» – вдруг кто-то выкрикнул из зала. – «А среди дураков я впервые», - мгновенно ответил Маяковский.
Однажды к А. Франсу пришла наниматься на работу стенографистка. Главным своим качеством она считала умение стенографировать со скоростью 150 слов в минуту. На что писатель нашел ответ: «Но где я для вас возьму столько слов?».
Как-то раз М. Твену пришло письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». Недолго думая, писатель в своей газете опубликовал ответ на это послание: «Письма без подписи мне приходится получать довольно часто. Но вчера мне первый раз прислали подпись без письма».
Как-то В. Гюго отправился в Пруссию.
— Чем вы занимаетесь? — спросил у него жандарм, заполняя анкету. — Пишу. — Я спрашиваю, чем вы зарабатываете на средства для проживания? — Пером. — Так и запишем: «Гюго. Торговец перьями»