ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ ПУШКИНА: Анна Керн

Вероника КЕКОВА

 

"Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты..."

 

Это ей, Анне Петровне Керн, посвятил поэт прекрасные стро­ки.

И не только их, а и жар души, свою любовь. Природа наградила поэта влюбчивым сердцем,  богатым воображением. Может быть, бла­годаря многочисленным любов­ным связям Пушкина мы и име­ем счастье читать великолепные лирические стихи и посвящения, на которые был так щедр по­эт. Можно ли судить гения, любящего прекрасное?

 

В 1824 году А.Пушкин был сослан в Михайловское, где под­ружился с большой и шумной семьей Осиповых - Вульф, жи­вущих в поместье Тригорское. Тригорские барышни очень за­интересовали поэта, но не это главное. Здесь он встретил Анну Керн, которая приехала к своей тетке П.А.Осиповой. Это была не первая их встреча. Впервые они познакомились в 1819 году на ба­лу у Олениных, родственников Керн по отцу. Молодой Пушкин сразу обратил внимание на кра­савицу и попытался вызвать ее интерес к себе. «Можно ли быть такой хорошенькой», - беспрес­танно повторял он, кружась вок­руг нее, как мотылек. Затем их пути разошлись. 

Кто она, этот «гений чистой красоты?». В 17 лет Анна Полторацкая была вы­дана замуж за 52-летнего генера­ла Ермолая Керн, грубого солдафона. 

 

 Он был сущим тираном и  сводничал молодую жену  со сво­им молодым племянником, дабы у Анны не появились любовники со стороны. В 1823 году она бро­сила мужа и уехала к родителям в Полтавскую губернию, где че­рез поэта А.Родзянко письменно общалась с Пушкиным и узнала, что он до сих пор помнит их первую встречу.

В 1825 году в Тригорское она явилась в рас­цвете своей блистательной красоты. Ее красивые глаза смотрели с томным, манящим и сладостным выражением, кружа головы всем молодым помещикам.

Пушкин   страстно влюбился. Это было более сильное и сложное чувство по сравнению с игривыми увлечени­ями тригорскими барышнями.

Они виделись почти каждый день в течение целого месяца. Пушкин бывал, по словам самой же Анны Петровны, «то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен». И все же главным средством обольщения для Пушкина был его поэтичес­кий талант, и он не преминул им воспользоваться.

 18 июля А.П.Керн поехала с поэтом в Михайловское. Весь ве­чер они гуляли по саду и беседо­вали, а наутро Пушкин принес ей на прощанье экземпляр 2-й главы «Евгения Онегина», сре­ди неразрезанных листов которо­го находился листок с известным всем стихотворением «Я помню чудное мгновенье»...

 В этих возвышенных и глубо­ко лирических строках поэт опи­сал историю своих встреч с Ан­ной Керн, начиная с далекого ве­чера у Олениных, и романтичес­кое настроение, возникшее после вечерней прогулки, и чувствен­ное влечение к очаровательной и кокетливой красавице. Но роман­тическая любовь была внезап­но оборвана: П.А.Осипова настояла на  немедленном отъ­езде всего семейства в Ригу.

Пушкин буквально засы­пал ее пламенными, прямо сумасшедшими письмами. 21 августа 1825 года. «Прощайте!Сейчас ночь, и ваш образ встает передо мной, такой пе­чальный, такой сладострас­тный; мне чудится, что я ви­жу ваш взгляд, ваши полуот­крытые уста».

28 августа 1825 года. «А главное не лишайте меня на­дежды увидеть вас... так вот, если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрез­вычайности - в понедельник буду весел, в четверг - иг­рив, в пятницу, субботу и в воскресенье буду чем угодно, и все неделю - у ваших ног».

Но все старания поэта бы­ли напрасны. Анна Петров­на, восхищаясь стихами поэ­та, страсть свою отдала Алек­сею Вульфу, своему кузену.

Через полгода, все поняв, Пушкин назвал Анну Керн «вавилонской блудницей», а через два года они вновь встретились, уже в Петербур­ге.

Анна Петровна развелась с мужем и поселилась у Дельвигов, вступив в кружок тогдашней поэтической интел­лигенции.

Прежней романтики отно­шений между поэтом и Керн уже не было. Они встреча­лись, вели беседы, Пушкин записывал в ее альбом сти­хи. Наконец, они вступили в связь, которая отличалась большой чувственностью, без всякого налета романтики.