Марина Сарычева

 

  Таких парадоксальных писателей, пожалуй, больше и нет в советской литературе. За долгую жизнь она написала всего две большие книги – и получила за одну из них Сталинскую премию. И при этом – ни пафосных интервью в газете «Правда», ни «Голубых огоньков» по телевизору, ни теплых должностей в писательском союзе. Она даже фотографироваться не любила, сохранилась лишь пара официальных фотографий и все.

  Никто из ее верных поклонников (а это, без преувеличения, все детско-подростковое население СССР 1960-х и 1970-х годов) так и не узнал о ее личной жизни ничего, хотя пытались многие. Лишь пять скупых строчек в Большой советской энциклопедии. И все же попытаемся сложить «пазлы жизни» знаменитой писательницы.

 Будущий автор детских рассказов родилась в Киеве в революционной семье. Ее отец, видный революционер и активный участник событий 1905 года, вынужден был скрываться от жандармов под чужой фамилией. Но это помогло ненадолго - Александр Дмитриевич был арестован, прошёл по этапу тридцать пересыльных тюрем и несколько лет сидел в Самарской крепости. Если взять собрание сочинений Ленина, то в одном из его писем можно прочитать, что смелости и решительности партийным товарищам следует учиться у беспартийного Осеева.

  Детство Валентины выпало на тяжелые годы, именно поэтому первые впечатления того времени - разлука с отцом, тайные короткие встречи с ним в других городах, куда приходилось для этого выезжать, ночные обыски. Семья вынуждена была часто менять место жительства.

   В юности девушка мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института им. Н.В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

  В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

    Работая воспитательницей в Даниловском детском приёмнике (на территории тогда закрытого Данилова монастыря), она познакомилась со своим первым мужем в довольно романтичной обстановке: он приехал на коне и помог утихомирить юных бунтовщиков. Но их брак распался довольно быстро. Видимо, из-за развода были и проблемы с сыном - мальчик даже пешком уходил к отцу, служащему тогда в Сибири.

 

    На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот», спустя четыре года - знаменитый рассказ «Волшебное слово».

  В своих книгах она постоянно обращалась к детям. Валентина Осеева старалась разговаривать с детьми о том, что очень важно знать и понимать маленькому ребёнку. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя – об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. В рассказах «Три товарища», «Синие листья», «На катке», «Печенье» и других писательница преподаёт человековедение. Творчество Валентины Осеевой – это настоящая энциклопедия детской жизни.

В годы Великой Отечественной войны Осеева с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.

  В 1946 г. она начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками.

  Хотя, говорят, эту книгу она немного недолюбливала. Ее подруга была опытным редактором и все время, пока Валентина Александровна сидела над рукописью, настоятельно советовала: «Вставь на этой странице: «Да здравствует товарищ Сталин!» – а то книга не пойдет». И оказалась права – в 1952 г. книга была отмечена Сталинской премией. Сталинская премия - 100 тысяч рублей -  позволила семье Осеевых распрощаться с нищетой и еще получить 2-комнатную квартиру в доме на улице Горького, с окнами на Моссовет.

  В 1953 г., когда у писательницы уже появилась внучка, ее собственная жизнь началась как будто заново. Она влюбилась и вышла замуж во второй раз. Это был писатель Вадим Дмитриевич Охотников. Писателем он был малоизвестным, но Валентину Александровну любил страстно. Когда они надолго разлучались, он слал ей из деревни в Москву очень трогательные телеграммы.  

  В 1959 г. вышла повесть «Динка», а чуть позднее - «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни. Детям особенно полюбилась главная героиня      Динка – сообразительная, изобретательная, озорная. Она казалась им настолько реальной, что долгие годы читатели спрашивали автора в письмах, что с Динкой было дальше.

  Известный писатель Анатолий Алексин вспоминал: «Я приходил к Вале… Она надевала очки и своим хрипловатым голосом читала мне главы из «Динки». «Валя! – говорил я тогда, - это будет еще один герой, которого будут знать все дети страны». И я оказался прав. К счастью, это понял тогда, в 1959-м, и руководитель издательства «Детская литература» Константин Пискунов – первая часть книги разлетелась миллионными тиражами».

И сегодня, спустя больше 50 лет, интерес к «Динке» не угас. В Интернете даже есть сайт, посвященный исключительно этой книге.

  Из-за хриплого голоса Осеева казалась окружающим строгой. Она очень много курила, курила до последнего, даже когда уже умирала в 1969 году от рака легких. Ей кто-то сказал, что сигареты не так вредны, если их обрезать, и она всегда носила с собой портсигар с обрезанными сигаретами крепкого сорта.

  

    Последние годы писательница провела в Москве, живя в своей комнате в огромной коммунальной квартире. Все соседи по квартире трогательно ухаживали за ней, оставшейся в одиночестве после смерти мужа. Люди любили Валентину Александровну, одно её присутствие создавало в квартире дружелюбный климат. Доброе слово было её оружием. Последняя её книга «Динка прощается с детством» вышла в 1969 г. уже после смерти автора.

   Уход из жизни для большого писателя вовсе не означает, что путь его кончился. Нет, этот путь продолжается его творчеством, его книгами.