Марина САРЫЧЕВА
Популярный французский писатель и киносценарист Себастьян Жапризо - блестящий мастер психологического детектива. Его произведения захватывают читателя не столько описанием кровавых преступлений, сколько великолепно разработанным сюжетом и неизменным присутствием тайны, разгадка которой всегда поражает читателя своей непредсказуемостью.
Будущий автор родился в Марселе, в семье итальянского эмигранта. В детстве он учился в иезуитском коллеже святого Игнатия. Там Жан-Батист занимался боксом, химией и литературой.
Его первый роман «Дурная слава» о любви молодого человека и монахини на фоне оккупации Франции был опубликован, когда ему исполнилось 19 лет. Во Франции он не пользовался особой популярностью, но спустя какое-то время его издали в США, где роман имел оглушительный успех. Когда начинающий писатель принес свою рукопись для публикации, ему помогла секретарша Жермен Хуарт, которая согласилась помочь напечатать роман во внерабочее время, благодаря привлекательности застенчивого и милого молодого человека. Впоследствии Жермен стала его женой.
Писатель понимал, что у него слишком мало литературного опыта, поэтому он устроился работать переводчиком. Большей частью он переводил американские детективы или популярные в те времена романы в стиле вестерн. Значительным достижением писателя стал перевод произведения Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». На жизнь он успешно зарабатывает в сфере рекламы, являясь руководителем двух рекламных агентств, которые обслуживают ведущие компании Франции.
Получив финансовую независимость, он старается выкроить время для своих прежних увлечений - начинает писать сценарии для фильмов. Но перевод и сценарии не могут его прокормить. Долги растут, и тогда его друг предлагает ему написать детектив в стиле популярного во Франции полицейского романа. И хотя Росси совершенно не знаком с работой полицейских, спустя 12 лет появился второй роман «Купе смертников», который писатель публикует под псевдонимом Себастьян Жапризо, составленным из анаграммы своего имени.
Через год после второго романа Жапризо пишет свою знаменитую книгу «Ловушка для Золушки». Этот роман был по достоинству оценен критиками - в 1963 г. писатель получил литературную премию Гран-при полицейской литературы. Спустя два года выходят сразу два фильма, на основе которых лежат сюжеты из романов Жапризо: одноименный фильм «Купе для смертников», главные роли в котором исполнили Ив Монтан и Симона Синьоре, и «Ловушка для Золушки».
В 1966 г. следующий роман «Дама в очках с ружьем в автомобиле» получает не только вторую крупную литературную премию во Франции, но и «Серебряный кинжал» - английскую премию Ассоциации детективных писателей за лучший иностранный роман в жанре триллера. Его агент вел переговоры об экранизации с крупнейшими режиссерами Европы — Альфред Хичкок, Жюль Дассен, Роже Вадим, а на главную женскую роль претендовали лучшие актрисы – Бриджит Бардо, Мишель Мерсье, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда. Так начинается десятилетие, когда Жапризо пишет для кино. Основным достижением этого периода станут сценарии к фильмам «Прощай друг» (с участием Чарльза Бронсона и Алена Делона), «Пассажир дождя» и «Бег зайца через поля», которые потом автор переработает в романы.
Прервав свою работу для кино, Жапризо пишет роман «Убийственное лето», в котором изображает глубоко личную драму. Роман также был экранизирован, а автор получил серебряного Сезара за адаптацию своего романа. Фильм имел широкий успех у публики и был признан лучшим французским фильмом года.
Следующий роман появляется спустя восемь лет. Вышедший в 1986 г., «Любимец женщин» рассказывает о солдате и дезертире, представленном глазами нескольких женщин. Последний роман Себастьяна «Долгая помолвка» сразу стал международным бестселлером и получил очередную престижную литературную премию «Prix Interallie». После этого вновь наступает десятилетие киносценариев. Он пишет сценарий к фильмам «Дети природы» и «Преступление в раю».
Романы Себастьяна Жапризо привлекают не кровожадностью преступников и не жестокой логикой профессионалов сыска, а, скорее, обязательным присутствием некоей психологической загадки, тайны, разгадывать которую вынужден самый обыкновенный человек, чтобы избежать смертельной опасности, нависшей над ним. Французский исследователь детективной литературы Р. Мартен так определил жанр, в котором работал Жапризо: «это сочетание саспенса (романа-подозрения) и романа изучения нравов».
Особенность повествовательной манеры Жапризо в том, что он считал необходимым подробно посвятить читателя во внутренний мир своих героев — жертвы, свидетеля, постороннего, преступника. Он не скупился на разработку характеров; читатель, можно сказать, знакомится с конкретными людьми, и сопереживание — компонент не такой уж частый в детективе — составляет существенный привлекательный момент в его романах. Еще одна специфическая черта писателя — центральными фигурами в его произведениях обычно являются женщины; женская психика и женская логика составляют предмет его постоянного внимания.
До конца своей жизни Жапризо продолжает активную творческую деятельность. Но свой последний роман дописать так и не успел - болезнь прервала его жизнь. 4 марта 2003 г. Себастьян Жапризо скончался в больнице маленького городка Виши.
«Я отношу свои книги к жанру психологического романа», — говорил писатель сам о себе. Не случайно его произведения имели просто бешеный успех в Советском Союзе. Сегодня у этого именитого автора не меньше поклонников и почитателей.