Марина Сарычева
Это литературный псевдоним Симоны Шанжё, написавшей в сотрудничестве с мужем Всеволодом Голубиновым (1903-1972), известным как Серж Голон, серию популярных исторических романов об Анжелике — зеленоглазой красавице-аристократке и авантюристке XVII века. Судьбу самой Анн гладкой не назовешь.
Будущая писательница родилась в семье морского офицера. Она проявила способности к живописи и рисунку. Когда ее отец занялся авиацией и написал книгу о самолетах, то 10-летняя Симона раскрасила для него более 500 экземпляров. В шесть лет написала свой первый рассказ, а в восемнадцать - под псевдонимом Жоэль Дантерн опубликовала свою первую книгу «В стране за моими глазами». Тогда же начала работать как журналистка.
Когда началась Вторая мировая война, Франция оказалась оккупированной, Симона решила вырваться из оккупированной зоны и отправиться на юг, к испанской границе. Летом 1941 г. она отправилась в путь на велосипеде, уверив своего отца, что будет очень осторожна. Впечатление, которое Симона получила во время путешествия, осталось с ней на всю жизнь, а зло, свидетельницей которого она стала в оккупированной стране, только укрепили ее характер и стремление к независимости и справедливости.
На границе оккупированной зоны Симону арестовали немцы. Ей мог угрожать расстрел, или, по крайней мере, лагерь. Но девушка смело заявила немецкому офицеру, что она художница, путешествует для того, чтобы увидеть красоту своей страны, и указала на свои рисунки. Ошарашенный таким поведением офицер не только отпустил ее, но и снабдил пропуском, добавив при этом: «Вот это француженка так француженка!». Симона добралась до Испании, ступила на землю, свободную от немецких оккупантов, и пустилась в обратный путь. После возвращения домой девушка продолжала заниматься литературным трудом. Она организовала журнал «Франция 47», написала несколько сценариев.
В 1949 г. молодая писательница получила премию за новую книгу – «Патруль невинного святого». На полученные деньги она решила поехать в Африку, откуда собиралась посылать репортажи. Симона отправилась в Конго, где и встретила свою судьбу. Человека, которому суждено было сыграть такую огромную роль в ее жизни, звали Всеволод Сергеевич Голубинов. Он родился в Бухаре, в семье русского дипломата. Отец его был российским консулом в Персии (Иране). Они не могли не заинтересоваться друг другом. Роман, начавшийся между ними, вылился в глубокое чувство и вскоре они поженились. Семейная жизнь сложилась счастливо, как и творческое содружество.
Жизнь в Конго, однако, становилась сложнее. Движение за независимость вытесняло европейцев из Африки. Дело, которым занимался Всеволод, перестало приносить доход, супруги вернулись во Францию и поселились в Версале. Всеволод Голубинов, опытный геолог, не мог найти работу во Франции. Они попытались заниматься совместным литературным трудом, и выпустили книгу о диких животных под именем «Серж и Анн Голон». Однако положение было трудным, кроме того, Симона к тому времени родила своего первого ребенка. И тогда она решила написать историко-приключенческий роман. К этому делу она подошла исключительно добросовестно.
Симона и Всеволод три года проработали в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы, посвященные истории ХVІІ века. Работа распределялась так: Симона изучала материал, писала, строила фабулу, составляла план, а Всеволод заботился об историческом материале и консультировал её.
Трудились супруги над своим историческим романом очень серьезно, проводя долгие часы в библиотеке и сверяя исторические факты с источниками. В итоге их объемный труд, 900-страничный роман стал лишь началом целой серии, которая впоследствии стала очень популярной во всем мире и была переведена на множество языков. Именно так на свет появился первый роман из серии об Анжелике - «Анжелика, маркиза ангелов».
Всеволод нашел издателя, который был заинтересовано в таком произведении. Но, отправив в 1953 г. в издательство свою первую книгу, Анн Голон получила категоричный ответ: «Читатель должен верить, что к написанию книги причастен мужчина. Его имя будет выглядеть серьезней». В итоге во Франции роман был опубликован под именами Анн и Серж Голон. С тех пор имя супруга Анн сопровождало все книги, написанные об Анжелике, тогда как Серж только лишь помогал жене разыскивать нужные исторические документы.
Однако литературное агентство, которому Анн продала права на «Анжелику», пользовалось ими, как своими собственными. Издатели, думающие лишь о коммерческой выгоде, позволяли себе нещадно изменять и резать тексты без согласия автора. Агент игнорировал просьбы Анн Голон согласовывать правки и ни в какую не соглашался заменить изображение распутной девицы на обложке на более глубокий образ героини.
Анн и Серж Голон начали свое восхождение к литературной славе. Второй их роман получил название «Путь в Версаль», и после его публикации в США и Британии прижилось общее название для книг Голон – «Анжелика». К 1962 г. было выпущено уже шесть книг, последняя из которых называлась «Анжелика и ее любовь». К этому времени у Анн и Сержа Голон было уже четверо детей.
Европу буквально захлестнула волна «анжеликомании»: только за первые две недели продажи в Германии «Анжелика» разлетелась двухмиллионным тиражом. Вот только Анн Голон даже не подозревала об этом… Несмотря на сумасшедший успех произведения, она получила мизерный гонорар. Оказалось, что книги печатались без соблюдения авторского права. Аналогичная ситуация сложилась и в России. Достаточно привести такой пример: только в 1991 г. было незаконно продано около 20 миллионов книг, которые не принесли писательнице с мировым именем ни копейки.
Издатели и литературные агенты, видя популярность книги, пришли к мысли об экранизации. Первый фильм вышел в 1964 г. и сразу стал знаменитым. Но, к величайшему сожалению, репутация книги оказалась в результате сильно подорванной. Литературные образы и кинообразы были непохожи друг на друга, но некоторые зрители заранее составили себе предвзятое мнение о романе. Тем не менее, многие и многие, просмотрев фильм, заинтересовались и книгой.
В 1972 г. Анн закончила роман «Анжелика и демон», а Серж, который был еще и художником, готовился к собственной выставке. Внезапный инсульт не дал ему шансов – он скоропостижно умер в июле 1972 г.
Анн осталась с детьми и с неоконченной книгой. Но она сумела преодолеть горе и продолжала трудиться. За последующие годы вышли еще четыре тома. Последний, тринадцатый, - «Победа Анжелики», был опубликован во Франции в 1985 г.
История Анжелики оставалась еще далеко не завершенной, но Анн вынуждена была на время остановиться и заняться менее приятными делами - конфликтом с бывшим литературным агентом и борьбой за свои авторские права с издательством "Hachette". Судебный процесс продлился много лет, в 1995 г. Анн выиграла дело, но только формально. Издатели подали апелляцию, и решение вопроса затянулось на долгие годы. В декабре 2004 г. Анн Голон получила у издательства все авторские права на книжную серию.
Писательница продолжала работать над своим романом, который стал делом ее жизни, до самой смерти. Она умерла летом этого года на 96-м году жизни. Последнее время жила в Версале и несколько лет писала заключительный роман всего цикла, рабочее название которого «Анжелика и французское королевство». Но это еще не все! Анн также осуществляла грандиозный труд по ревизии и переработке всего цикла. Дело в том, что издатели сделали во многих местах купюры. Это относится, как ни странно, и к французским публикациям. Таким образом, писательница вставляла в книги недостающие фрагменты, вносила дополнения, исправляла ошибки, которые, вероятно, были неизбежны при таком объеме и при скорости, с которой издавались первые тома. В 2003 г. она закончила переработку первой части первой книги (о детстве Анжелики).
Каждый день в истории Анжелики появлялись несколько новых страниц. «Это моя кислородная маска», - так говорила писательница о своем любимом детище и с упоением работала над новыми приключениями героини, ставшей кумиром миллионов читателей во всем мире.
Поддержка многочисленных читателей со всех концов мира, которую Анн нашла в последние годы благодаря Интернету, придавала ей новые силы. Как бы ни было, Анжелика, продукт воображения Анн Голон, уже давно вышла за рамки книжных страниц, став едва ли не самостоятельным историческим персонажем.