Борис Акунин: «Я не писатель, я беллетрист»

 Марина САРЫЧЕВА

 

Настоящее имя писателя Бориса Акунина - Григорий Шалвович Чхартишвили. Он родился в Грузии в семье офицера-артиллериста и учительницы русского языка и литературы. Когда Грише было два года, семья переехала в Москву, где он рос, как растут все мальчики из интеллигентных московских семей. Под впечатлением от японского театра Кабуки, будущий писатель поступил на историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки МГУ и стал японоведом.

 

Прежде чем стать Акуниным, Григорий Чхартишвили успешно работал как переводчик и литературовед. Прожил несколько лет в Японии, а в 1994 г. стал редактором, впоследствии заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература».


Интересным представляется факт, что первой написанной книгой автора является «Писатель и самоубийство», которая была закончена в 1997 г., однако увидела свет лишь двумя годами позже (издана под именем Георгия Чхартишвили). Первой же его работой, изданной под псевдонимом «Борис Акунин» стал нашумевший роман «Азазель», который практически сразу после публикации стал очень популярен. Подобный успех позволил писателю оставить прежнее занятие и целиком посвятить себя литературному творчеству. Благодаря этому, уже в следующем году свет увидели сразу четыре книги Бориса Акунина – «Турецкий гамбит», «Левиафан», «Смерть Ахиллеса». Объединяющим звеном всех этих произведений стала личность главного героя – Эраста Фандорина, который впоследствии станет одним из постоянных персонажей, переходящих из одной книги писателя в другую.

 

Невероятный успех первых романов про Фандорина, в том числе среди читателей, традиционно детективы не признающих, объясняется не только мастерской стилизацией и искусным смешением многочисленных литературных и исторических источников, но и тем, что в романах, помимо распутывания детективной загадки, дается ответ на насущный для читателей вопрос: можно ли оставаться безупречным человеком, служа в небезупречных структурах, как государственных, так и частных?

 

С 1998 г. писатель пишет художественную прозу под псевдонимом «Б. Акунин». Расшифровка «Б» как «Борис» появилась через несколько лет, когда у писателя стали часто брать интервью. Японское слово «акунин», по словам самого писателя, не имеет адекватного перевода на русский язык. Приблизительно его можно перевести как «злой человек», «разбойник», «человек, не соблюдающий законов».

 

Кроме псевдонима «Борис Акунин» Чхартишвили публикует свои художественные литературные произведения под псевдонимами «Анна Борисова» и «Анатолий Брусникин». В частности, в 2012 г. под авторством Анатолия Брусникина была выпущена его книга «Беллона» — заключительная часть трилогии, в которую вошли «Девятый спас» и «Герой нового времени». Под именем Анны Борисовой вышли три произведения: !Там», «Креативщик» и «Времена года». Критические и документальные работы писатель публикует под своим настоящим именем.


 Помимо принесших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки».

 

Все произведения Акунина являются неким смешением исторического исследования и ярких детективных образов.

 

В 2000 г. Акунин был номинирован на премию «Букер – Smirnoff» за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. При этом в том же году был номинирован и стал лауреатом премии «Антибукер» с «Коронацией». В 2003 г. роман «Азазель» попал в шорт-лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал». 29 апреля 2009 г. писатель стал кавалером ордена Восходящего Солнца четвертой степени. Награждение состоялось 20 мая в японском посольстве в Москве.

 

По данным Российской книжной палаты, в 2015 г. было напечатано 49 произведений Акунина общим тиражом свыше 490 тыс. экземпляров.

 

На вопрос: «Кем вы себя считаете?», Борис Акунин в свое время ответил: «Я беллетрист. Разница состоит в том, что писатель пишет для себя, а беллетрист - для читателя. Никогда не буду писать в стол, упаси меня Боже».