Герман Мелвилл: в поисках белого кита

Марина Сарычева

 

Осознание величины дарования Германа Мелвилла, ,вошедшего в историю, в первую очередь, как автор легендарного романа «Моби Дик», пришло не сразу, и лишь спустя четверть века после смерти писателя стали видны очертания того огромного вклада, который он внес в сокровищницу мировой литературы.

Герман родился в семье относительно благополучного нью-йоркского коммерсанта. Однако благополучие длилось недолго. Дела торговой фирмы шли все хуже и хуже, росли долги. Отец писателя был вынужден закрыть свою контору и перебраться в маленький городок Олбани. Это не спасло его от полного банкротства. Два года спустя, не выдержав нервного потрясения, он сошел с ума и вскоре умер.

  Потерял своего отца, оставившего за собой только долги, Мелвилл был вынужден распрощаться с мечтой о получении университетского образования. В 18 лет он завербовался юнгой на пакетбот, потом некоторое время даже работал учителем. В 22 года он нанялся матросом на китобойное судно, который отправился на промысел в Южные моря. Но через полтора года из-за конфликтов с боцманом был вынужден сбежать с судна около Маркизских островов, где попал в плен к туземцам-людоедам. Его освободил экипаж американского военного корабля, и после трехлетних странствий в 1844 году он вернулся на родину, где сразу же принялся писать.

   Первые романы Мэлвилла основаны на собственном жизненном опыте. Он писал о море, о трудностях и опасностях, которые подстерегают моряка и о собственных ощущениях.  Его романы «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (1846) и «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (1847) сразу же принесли начинающему писателю славу. Их отличает уход в экзотику, полный отказ от привычной для американского читателя действительности, приключения его героев происходят в первобытном мире, среди неиспорченных цивилизацией дикарей Южных морей.

  Мелвилл был плодовитым литератором, его произведения, написанные до «Моби Дика» продавались настолько неплохо, что он на гонорары от них даже через несколько лет после провала написанных после его главного романа произведений смог отправиться залечивать душевные раны в кругосветное путешествие. А в 1860 году это было предприятием непростым и недешевым. Вернувшись домой, он стал работать таможенным чиновником, «отпахал» на этой службе почти двадцать лет, не переставая при этом писать и издавать уже не романы, а сборники рассказов и даже стихотворений.

  В 1985 году Герман Мэлвилл, отказавшись от реалистичных описаний морских путешествий, создает свою главную книгу «Моб Дик», которая является венцом творчества автора. Все работы, написанные ранее, были лишь подготовкой к основному творению. Здесь автор смог переплести огромное количество жанров. «Моби Дик» – это и приключения, и философские рассуждения, и фантастика, и нравоописательный роман. Автор очень детально описывает тонкости китобойного промысла, характер героев, а также особенности, разновидности и анатомию китов.

  Говорят, что без «Моби Дика» Хемингуэй не написал бы повесть «Старик и море», за которую получил Нобелевскую премию, а в литературе и кино не появились бы десятки произведений, в которых за традиционным сюжетом погони скрывается второй, метафизический, смысл – вплоть до буквальных соответствий, как в «Старике и море» или, есть брать другой уровень, культовом фильме Стивена Спилберга «Челюсти».

  Но, несмотря на это, успеха у американской публики роман не получил. Еще бы, философские размышления и сложные аллегории, в которых белый кит представляется ни то высшей силой, ни то чудовищем, но при этом он вездесущ, вынуждают читателя местами перечитывать страницы и целые главы, чтобы отследить основной посыл автора — иррациональность социальных связей. «Странная книга» –  таков был единодушный приговор рецензентов.

 

   После разгромной критики вышедшего спустя год романа «Пьер, или Двусмысленности» (1852), где изображён молодой американский аристократ, сгоряча оказавшийся заложником буквально понятых представлений о чести и благородстве,  Мелвилл стал публиковаться анонимно, печатая рассказы в журналах. Многие из них вошли в сборник «Рассказы на веранде» (1856). За год до этого вышел исторический роман «Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания» (1855) о забытом герое американской революции.

  Последним романом Мелвилла был «Искуситель: его маскарад» (1857) — язвительная сатира на человеческую доверчивость. Действие происходит на корабле «Фидель», плывущем по Миссисипи, на борту которого Сатана, появляясь под личинами альтруистов и энтузиастов, развлекает себя мошенничеством и обманом пассажиров. По мнению некоторых критиков и исследователей, учитывающих множество совпадений, этот роман стал импульсом к написанию Михаилом Булгаковым романа «Мастер и Маргарита» .

  Как это ни парадоксально, но именно с эпопеи о Белом Ките, начался упадок славы писателя. Мелвилл замкнулся в себе и как бы изолировался от внешнего мира. К середине 50-х гг. он был прочно забыт, и смерть его в 1891 г. прошла незамеченной. Лишь в анонимном некрологе о нем было написано как об «исключительно одаренном авторе», обладающем «могучим поэтичным воображением».

И только в начале XX в. Америка как бы заново открыла Мелвилла для себя и всего мира, превратив писателя в культовую фигуру. Словно спохватившись, американцы окружили личность своего великого соотечественника ореолом небывалого почитания.

   Сегодня авторитет Мелвилла в стране и за ее пределами огромен. По примеру английского шекспировского общества в Америке создано «Мелвилловское общество». Кроме того, в течение многих лет в Нью-Йорке ежегодно проходит традиционный мелвилловский марафон. Съехавшиеся со всей Америки актеры, музыканты, поклонники писателя в одном из нью-йоркских концертных залов читают по очереди (по десять минут каждый) текст «Моби Дика». Заканчивается празднество грандиозным фейерверком и народными гуляниями.

  Пусть и с опозданием, Герман Мелвилл занял подобающее место в пантеоне мировой культуры, а его роман «Моби Дик или Белый Кит»  навсегда вошел в золотой фонд мировой литературы.