«Не отрекаются, любя»: история стихотворения, давшего жизнь знаменитой песне

Марина Сарычева

 

Не отрекаются, любя» – одна из самых любимых народом песен в репертуаре Аллы Пугачевой. Лиричная, горькая, пронзительная, щемящая… Что в ней так трогает и берет за душу? Прежде всего, настоящие  стихи, а не просто текст песни, которые были написаны одной из тончайших поэтесс советской эпохи  Вероникой Тушновой. 

 Не все знают, что это знаменитое стихотворение появилось на свет в суровом 1944 году, когда Вероника Тушнова работала ординатором в московском госпитале. Кому же были посвящены эти великолепные стихи? Кого ждет лирическая героиня, «весь день, не отходя от двери»? Когда еще, как не в День всех влюбленных, вспомнить историю этого пронзительного стихотворения о любви.

Шел 1944 год. Дежурство в госпитале длилось 3 суток. После утомительных дней врач отделения нейрохирургии Вероника Михайловна Тушнова, едва дойдя до дома, записала на клочке старой бумаги «Не отрекаются, любя…» И уснула. Ей было всего 33 года.

 

В разных источниках по разному трактуется то, кому оно посвящено. Есть две версии. Одна — сугубо формальная. Спустя 21 год после написания, стихотворение вошло в сборник «Сто часов счастья», увидевший свет в год смерти Вероники Михайловны. Эту книгу Тушнова посвятила своей последней любви — поэту Александру Яшину, с которым ей так и не довелось соединить свою судьбу.

  Любовь настигла этих людей, когда им было далеко «за сорок». Яшин был женат, но не хотел бросать жену и детей, поэтому встречаться приходилось тайком. Не удивительно, что из-за посвящения на сборнике многие считают, что «Не отрекаются, любя» имеет непосредственное отношение к Яшину.  Хотя само стихотворение родилось на несколько десятилетий раньше этого позднего для обоих романа.

 По другой версии –  горьким вдохновителем строчки «Не отрекаются любя» стал первый муж Тушновой и отец её дочери Натальи — врач-психиатр Юрий Розинский,  в браке с которым она прожила пять лет. Случилось так, что Розинский отправился на фронт, но в семью возвращаться не захотел. А она  жила надеждой, что он вернется… Ведь у них подрастала дочь, так похожая на отца. Расставание с мужем Тушнова переживала очень тяжело, и именно в те дни у неё и родились проникновенные строки.

  Муж действительно вернулся, вернулся тяжело больным, нуждаясь в помощи, поддержке и утешении. И Вероника, переступив через обиды, заботилась о нем, выхаживала его и его больную мать. «Здесь меня все осуждают, но я не могу иначе… Всё же он — отец моей дочери», — говорила она. Но через какое-то время муж снова покинул Веронику. На этот раз уже навсегда.

Стихотворение Вероники Тушновой «Не отрекаются, любя» стало известно, благодаря эстраде.  Но популярность его прогремела, когда автора уже не было на свете – поэтессы не стало в 1965 году. Романсовое сопровождение композитор Марк Минков создал для этого текста много лет спустя.

 

  Не все знают, что эта песня была написана для лирической комедии  «Мужчины, носите мужские шляпы», поставленной в Московском театре Пушкина, и там же впервые исполнена. Во время работы над песней Минков решил не нанимать поэта, а обратиться к книгам. Исповедальные строки Вероники Тушновой, которые композитор включил в текст песни «Не отрекаются, любя», проникают в самое сердце каждого человека, испытавшего боль утраты, дают надежду, дают силу выстоять, когда, казалось бы, рушится мир.

 

  Спустя некоторое время её записала на пластинку вместе с ансамблем «Водограй» украинская певица Людмила Артёменко, однако подлинный триумф, народная любовь и узнаваемость произведения Марка Минкова и Вероники Тушновой связан с именем Аллы Пугачёвой.  Сама Алла Борисовна как-то назвала эту песню главной в своём репертуаре и призналась, что во время исполнения её прошибает слеза. «За это чудо можно дать Нобелевскую премию» – примерно так выразилась певица.

 

  «Как не обвалился потолок зала, я не знаю. — вспоминал Марк Минков, — Потом она вышла второй раз, потому что нельзя было её отпустить. С последнего ряда можно было увидеть ее совершенно безумные переживающие и играющие глаза. Это был потрясающий драматический спектакль. То, чего я больше не видел, хотя она всегда ее пела хорошо. Но так — никогда».

 

  Благодаря Алле Пугачёвой, это трогательное стихотворение о любви и верности стало хорошо известно миллионам слушателей. Однако не все знают, что в песню оно вошло не полностью — без двух четверостиший. И вот как звучало стихотворение в первозданном варианте:

 

 Не отрекаются, любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

а ты придешь совсем внезапно.

 

А ты придешь, когда темно,

когда в стекло ударит вьюга,

когда припомнишь, как давно

не согревали мы друг друга.

 

И так захочешь теплоты,

не полюбившейся когда-то,

что переждать не сможешь ты

трех человек у автомата.

 

И будет, как назло, ползти

трамвай, метро, не знаю что там.

И вьюга заметет пути

на дальних подступах к воротам...

 

А в доме будет грусть и тишь,

хрип счетчика и шорох книжки,

когда ты в двери постучишь,

взбежав наверх без передышки.

 

За это можно все отдать,

и до того я в это верю,

что трудно мне тебя не ждать,

весь день не отходя от двери.

 Поэтесса Вероника Михайловна Тушнова сегодня, увы, подзабыта. Она не приписана к плеяде русских классиков. Не вошла ни в ряды советских поэтов первого эшелона, ни в когорту «антисоветских» поэтов, диссидентов или знаменитых «шестидесятников». С ее именем не связано никаких громких литературных скандалов. Она просто писала сердцем, иначе не могла. Отсюда  светлая задушевная интонация ее лирики, отсюда  неповторимое обаяние ее прекрасных стихотворений, среди которых на особом месте –  «Не отрекаются, любя».