фото из личного архива Маминевых
Александр МАМИНЕВ
Помнится, несколько лет назад я летел в служебную командировку в Индию. Это была моя первая поездка в эту страну.
Несмотря на то, что перед командировкой я попытался прочитать большое количество различных статей об Индии, все равно присутствовало ожидание чего-то необычного, что ждет меня там. Я не думал, что первое потрясение ждет меня уже в самолете. По соседству со мной летел средних лет индиец, который внешне мало чем отличался от своих соотечественников, которых я во множестве видел на фото и в фильмах. Был он типичным представителем своего класса, в меру упитанным и холеным. Но вот наступило самое приятное в полете время, когда нас стали кормить. Наверняка вы знаете, что на международных рейсах питание себе можно заказать заранее, в зависимости от собственных предпочтений. Я этой услугой не пользуюсь, поскольку с молодости кочевая жизнь приучила есть то, что дают (ну если быть до конца точным, то во многих местах такого выбора просто не было!).
Мой же сосед то, что ему принесли, есть отказался...
Я невольно прислушался к разговору между ним и стюардессой . " Ведь вы заказывали вегетарианское, это оно и есть."
- Да, ответил он, - это вегетарианское. Но я не просто вегетарианец, я ДЖАЙН!
Мне сразу стало очень интересно узнать, а что же это такое. И когда явно разочарованная стюардесса отправилась искать не просто вегетарианский обед, а какой-то специальный вегетарианский обед, которого на борту авиалайнера явно не было, я на своем «русском - английском» попытался узнать у соседа, кто такой ДЖАЙН. На мое счастье мучительно подбирать иностранные слова долго не пришлось – мой собеседник очень хорошо говорил по-русски, поскольку вот уже в течение семи лет работал в представительстве какой-то индийской компании в Москве. Он с удовольствием пояснил мне, чем отличаются ДЖАЙНЫ от просто вегетарианцев. Вегетарианцы не употребляют в пищу мясо животных, питаясь в основном пищей растительного происхождения. ДЖАЙНЫ же не едят не только мясо животных, но и любые продукты животного происхождения. То есть попросту не пьют молоко, не потребляют другие молочные продукты, яйца и проч. Более того, мучного они тоже не едят, потому что пшеница состоит из множества зерен на колоске, как и рис, и кукуруза . И картофель нельзя- это клубень под землей- корневое растение, как и свекла, брюква и все корневое...Ну, и естественно, все они (и вегетарианцы, и ДЖАЙНЫ) – совершенные абстиненты. То есть не пьют алкогольные напитки совсем.
Пока увлеченный собеседник не перешел к объяснению, по каким причинам его единоверцы питаются так, у меня невольно вырвался вопрос – а чем же вы питаетесь? (хотя хотелось спросить шире – как вы вообще живете?)
Всем остальным - был ответ. Для собеседника это подразумевало многое чего, а у меня в голове крутилась только одна мысль – как можно всю жизнь питаться только помидорами и бананами? И еще подумалось – на другую планету лечу, люди там совсем другие.
К счастью, люди в Индии оказались разные. В том числе и православные с коммунистами, которых в некоторых штатах Индии было больше, чем в моем родном Ульяновске (родине Ленина, основоположнике коммунизма, если кто из молодого поколения не знает). Но все же в большинстве своем индийцы придерживаются традиционных вероисповеданий, они индуисты.
А ДЖАЙНОВ можно назвать эдакими индуистскими ортодоксами, в чистом виде. И то, что удивило меня в самолете- для них повседневность, образ жизни. А настоящий гастрономический шок я пережил уже по прилету, когда в первый раз посетил местный продуктовый магазин. Но об этом как-нибудь в другой раз…
Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии.
Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм — неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию — ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма.В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм, который с середины I тыс. стал распространяться главным образом за ее пределами. Джайнизм границ Индии никогда не преступал. В ряде районов (Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия) он пустил глубокие корни и сыграл большую роль в развитии индийской культуры, особенно в средние века.В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна.
Вплоть до сегодняшнего дня джайны (их количество ныне исчисляется 2-3 миллионами, что не достигает и полупроцента от численности всего населения Индии) даже на фоне в основном склонной к вегетарианству и не отличающейся излишествами массы индуистов выделяются строго пуританским образом жизни.
У них множество ограничений в еде - не только не едят мяса, но и стараются не причинить вреда мелким животным, для чего не употребляют в пищу приготовленную вчера еду, в которую могли проникнуть живые существа. Джайны стремятся не причинять излишнего вреда и растениям - не едят клубней и корней, а также содержащих много семян плодов, не потребляют вина и пьют только кипяченую воду. Своих дочерей они обычно выдают замуж в очень юном возрасте, сразу же по их половом созревании, так как неоплодотворение обычно приравнивается к нарушению принципа ахимсы. Только в XX в. столь ранние браки были законодательно запрещены.
Джайны не только никогда не охотятся на животных, но, напротив, всегда заботятся о них - как о домашних, так и о диких: подкармливают голодных зверей и птиц, лечат раненых. Среди джайнов почти нет крестьян: крестьянский труд несовместим со строгим соблюдением все того же принципа ахимсы, ибо повреждение даже земляного червя плугом или бороной с этой точки зрения - грех.
Аскеты-джайны всегда вели жизнь странников – без дома, без имущества, без права пребывания на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей.
Аскет мало спит, с четырех часов он на ногах. Он всегда внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-нибудь мелкое животное. Аскет ограничен в еде – он ест понемногу не более двух раз в сутки. Долгие часы и дни аскет проводит в благочестивых размышлениях, в сосредоточении и созерцании, стремясь тем самым приблизиться к познанию истины и в награду за это начать избавляться от кармы. Аскет живет милостыней, причем собирать ее он должен ежедневно, оставлять еду на завтрашний день запрещается.