КАНЬЯКУМАРИ - ЦЕЛОМУДРЕННАЯ МАРЬЯ

Виктория РУМЯНЦЕВА

 

Туристы знают Каньякумари,  как место, где  можно увидеть самые красивые закаты и восходы.   "Что может быть прекрасней, чем созерцать восходы и закаты там, где Дева ждала Бога",- писал об этом месте Махатма Ганди, который  почитается в Индии,  как духовный учитель.  В честь него  в Каньякумари построен  храм Ганди.  

 

Этот индийский городок - самая южная точка Индии. «Канья» означает «дева». Кумари - аналогично нашему «святая». То есть, по – другому, Святая дева. Видимо, поэтому Кумар (женская версия – Кумари, Марья, по-нашему, по-простому) – самые популярные имена в Индии.

 

По легенде в этом городке когда-то  проживала целомудренная девушка, которая поклялась, что ее мужем будет только Бог Шива.  Вот она,  та самая история о том,  как скромность и нравственность были вознаграждены. Как видите, такие истории бывают не только в сериалах, на них индийская мифология зиждется! Сам Шива  явился посмотреть на девушку, хранившую себя для него, вскоре  Канья стала его женой.

В честь этой девы  в городе и был построен  храм, куда  ежедневно приезжают тысячи паломников (в основном, из Индии).  Побывала там и я…

Причем решила пройти до центра храма вместе с  индусами, как положено, хотя иностранцев  за определенную плату и проводят  отдельно.  Только… разве это интересно? Мы, русские, легких путей не выбираем!

 

Кстати, все храмы в Индии бесплатны для посещений, только стоять местному бедному люду приходится у некоторых святых мест не только  часами, но и сутками. Потому ускорить посещение можно за официальную плату (для многих индийцев – большую). Чем быстрее хочешь попасть внутрь, тем дороже билет.

Мужчины обязаны перед  входом  в храм  обнажиться до пояса. Женщины должны  укутаться  в шали  с головой. Я имею в виду немногочисленных иностранок, так как сами индуски ходят в сари и просто укутывают голову его концом, как платком.

 

Все посетители должны  снять обувь у входа в храм и дальше  идти по холодным сырым земляным полам  босиком.

 Вообще  говоря, в Индии, несмотря на антисанитарию, заходят в помещение только босиком, кроме иностранцев, разумеется.

 Дорога в храм устроена как серпантин - нужно поблуждать несколько кругов  вокруг,  чтобы, в конце концов, войти  внутрь и поклониться каменному  божеству. Жаль, фотографировать запрещено. Радует хотя бы то, что допускают иностранцев (а это бывает не во всех храмов, заходить в некоторые дозволено только индийцам). 

 

Паломники  проходят мимо статуи Каньякумари, которую поливают кокосовым маслом (его можно купить прямо на входе) к центральному алтарю и обращаются, кто мысленно, кто вслух,  к ней со своими просьбами.

 

Священник кладет посетителям, проходящим мимо него,  щепотку красной краски в правую руку. Ею нужно отметить свой лоб посередине - третий глаз. Для связи с божеством.

  Ложка дегтя. Было у входа в храм и  немало «местных бабаев», как назвал их мой отец, которые преграждали дорогу туристам, представляясь «экскурсоводами» и требовали дополнительной мзды за возможность провести в храм. « Да и внутри  - спасу от них! Впрочем ситуация в Индии повсеместная.

 

«Развод» по-индийски: подходит к тебе их «старший» -   дай денежку-благословлю. Потом требует мзду еще какому-нибудь «бабаю», за то, что тот рядом постоит и что-то пробормочет на плохом английском.   А еще нужно «дать на лапу»  вон тому, за то, что он скажет, где чья статуя (хотя эта информация  и без того дублируется на английском языке ).

 

 Из храма дорога ведет на набережную, где в географически самой южной точке Индии,  расположено место для омовения Миниатюрный акрополь.  Тут индусы   совершают омовение  прямо в одежде, после чего облачаются в новую,  а потом идут смотреть  восход  или закат солнца.

В Каньякумари, наконец, исполнилась моя мечта детства: я ощутила себя «звездой»! К светлокожим, да еще блондинкам, здесь повышенное внимание.  Столько желающих сфотографироваться не было даже в Китае, где к светловолосым  (даже крашеным)    также относятся  с особым трепетом. Приезжие из глухих индийских деревенек подводили своих детей, с… просьбой благословить.  Для них прикоснуться  к белокожему – особое счастье.  Так приятно, если кому-то мое "благословение" помогло!