Хануман очень широко почитается в Индии, особенно у низших сословий. В память о его преданном служении Раме все обезьяны почитаются священными. И во многих городах Индии они смело бродят по улицам и общественным паркам, приставая к прохожим.
Этот герой был самым могучим из всех обезьяньих вождей.
Преданность Ханумана индусскому Богу Раме вошла в поговорку, и он служит образцом верности и самопожертвования. «Он представляет идеал совершенного слуги, такого слуги, который является воплощением мужественности, преданности и почтительности; идеалом подчиненного, для которого его высшей славой является собственное уничижение».
Хануман родился от апсары, которая из-за тяготевшего над ней проклятия имела вид обезьяны. В одном из вариантов легенды о его рождении говорится, что мать Ханумана забеременела от сладкой лепешки. Суть происшествия такова: рассказывают, что Дашаратха, убив ненароком брахмана, устраивал во искупление греха жертвоприношение и по совету Васиштхи приготовил три лепешки из топленого масла, сахара и риса и после обряда дал по одной из них каждой из своих жен, чтобы они родили ему сыновей, которых у него к тому времени еще не было. Кайкейи, его любимая жена, получила лепешку последней, поскольку она была младшей из них, однако такой порядок ее обидел, и она с неудовольствием смотрела на сладкий комок, лежавший в ее руке. В этот миг слетел с неба коршун и утащил лепешку. Он пролетал над горой, где Анджана, апсара в образе обезьяны, молилась Шиве, прося у него потомства, и обронил лепешку, которая упала в руки этой почитательницы великого бога. Тут и сам Шива явился перед ней и предложил съесть лепешку; она это сделала и так забеременела Хануманом. Функцией Маруты, бога ветра, который считается отцом Ханумана, было во всей этой истории только направить движение падающей лепешки в руки Анджаны. Следует еще упомянуть, что Кайкейи раскаялась в своем невежливом поведении, и две оставшиеся лепешки поделили между тремя дамами. Согласно другой легенде о рождении Ханумана, бог ветра пролетал по лесу, когда там гуляла Анджана, и, пленившись красавицей, овладел ею. Анджана возражала против случившегося, но Ма-рута успокоил ее, пообещав, что у нее родится сын, который станет великим героем.
Фото из личного архива Маминевых
Много рассказывается историй о невероятной силе и могуществе Ханумана. Он летал по воздуху с легкостью ветра.
Мог принимать любую форму по своему желанию, выдергивал с корнями деревья из земли и был способен делаться невидимым.
В «Махабхарате» имеется интересная история о встрече Ханумана с его сводным братом Бхимой (Бхима родился у Кунти от Паваны, бога ветра). После смерти Рамы Хануман жил на одной из гор, проводя все дни в скорби о своем великом господине. Бхима в поисках некоего мифического цветка, который пожелала иметь Драупади, проходил по лесу и вдруг увидел старую обезьяну, которая спала прямо у него на пути. Он бесцеремонно потребовал, чтобы она убралась с его дороги. Обезьяна пожелала узнать, кто он такой. Бхима разразился хвастливой речью о себе самом и других героях Пандавах. В ответ обезьяна задала вопрос, как же тогда случилось, что такие выдающиеся личности лишились своего царства и вынуждены скитаться по лесам, и как они позволили Дурьодхане обижать свою любимую жену Драупади. Бхима не снизошел до ответа и лишь повторил свое требование, чтобы обезьяна освободила ему путь. Та заявила, что ей нездоровится, и попросила Бхиму перешагнуть через нее. Но Бхима сказал, что у него есть брат Хануман, который тоже обезьяна, и из уважения к нему он (Бхима) не может так поступить. Отказался он обойти обезьяну и со стороны головы. После некоторого препирательства Бхима согласился обойти ее со стороны хвоста, но, по мере того как он стал это делать, хвост обезьяны начал расти и расти. Пройдя уже целую лигу, Бхима решил приподнять хвост с помощью своей палицы, но при первой же попытке оружие его сломалось. Тут уже Пандав понял, что имеет дело не с обыкновенной обезьяной. Он вернулся к Хануману и вежливо расспросил, кто он такой. Тут Хануман улыбнулся и открыл ему истину. Он поведал Бхиме множество историй былых времен и описал подвиги, свершенные обезьянами, участвовавшими в битве на стороне Рамы. Бхима попросил его принять те размеры, какие у него были во время прыжка на Ланку. Тогда Хануман, наконец, поднялся с места, на котором лежал, и начал расти на глазах у Бхимы. Но он еще не достиг полного роста, когда Бхима побледнел и пал наземь. Хануман снова уменьшился, привел брата в чувство, дал ему указания, где и как найти нужный цветок, и отправил в путь.
Хануман славен не только своей огромной физической силой, но и обширными знаниями. «Предводитель обезьян, - говорится в «Рамаяне», - совершенен; нет ему равных в знании шастр, в эрудиции, в понимании смысла священных текстов.