Истории о первой любви

Александра ОКАЕМОВА

 фото: pixabay.com

Эти истории о первой любви накапливались во времени. Герои взрослели, менялись обстоятельства и характеры, но неизменно оставалось одно: чистые воспоминания о первой любви, повторения которой не бывает. В позднюю любовь взрослых жизнь вносит драматические коррективы, ее редко вспоминают без горечи, разочарований и сожалений. Чувства, что были в юности у каждого, светлы и возвышенны, как белые облака, которые оставляют след нå дальнем горизонте.

СВЕТ В ОКНЕ

 

Сцена в трамвае: двое стоят рядом, не замечая остальных. Нå руке у него выколото «Надя», он обнимает девушку с дорогим именем, на лице его, простом и круглом, как булочка, сияют голубые глаза. Их свет заставляет присутствующих деликатно смотреть в окно. А Наде хоть бы что, она кусает мороженое и тоже не замечает окружающих. Девчонка рассказывает про какой – то модный сарафан, купленный подругой Веркой. Ветер треплет Надины волосы, стук колес заглушает ее щебетанье, а он нежно поправляет нå щеке Нади прядку волос и так бережно трогает ее, что всем понятно: красивее «Мадонны с мороженым» нет никого нå свете. Через два года, его мать напишет в редакцию письмо: «Помогите». И я увижу 17 – летнего Леньку Торопова в колонии для несовершеннолетних: 

«Беда», - сказал он глухо, - «если парня обманет девчонка». В уголовном деле его были стихи, напомнившие ту сцену в вагоне: «Надя – свет в моем окне, через нее сижу в тюрьме». Но рядом с этим и другое: групповое ограбление киоска, жестокое избиение парня, который провожал однажды Надю с дискотеки домой. Многие в колонии знали эту историю любви. Так родилась легенда о чувствах, которые не проходят, она грела мальчишеские сердца. Однако легенды – легендами, а цель приезда в колонию была иной: глубже понять причины подростковой преступности. В ходе опроса выяснилось, что многие сидельцы винили в своей беде любовь. Это и заставило встретиться с Надей. Оказалось, избив провожатого кавалера монтировкой, Торопов ударил ею любимую девушку. Надя долго лежала в больнице с сотрясением мозга, переломом ключицы, однако давать показания в суде не стала. Она и в разговоре со мной не откровенничала, а соседи рассказали, что после этой драки Надина жизнь покачнулась. Раньше она веселой была и все напевала тоненьким голоском. А сейчас тихая стала и худая, как мышь. Это потому что из колонии получает письма, где суженый грозит порешить себя, если она не дождется. Да и его дружки приглядывают за Надей, чтоб не связалась с кем – то из парней.

«Дал бы ты волю Наде», -сказала я снова встретившись в колонии с Ленькой. Его глаза сразу налились кровью: «Волю?» – бешено взревел он, - «а мне, как жить без нее?» Он не слышал никаких доводов, казалось, что ни Надино здоровье, ни ее свобода, не интересовали заключенного, он помнил только свое: боль, сожаление и неистовое желание добиться своего, подчинив чужую душу.

Любовь – испытание, в котором открывается человек. Или в прекрасном или в нравственной пустоте, когда обнажается жестокость, появляется подлая уверенность, что у тебя есть право рулить жизнью другого человека. Будто допустимо желать и искать власти над чужой душой. 

МОГИЛА ДЛЯ УЧЕБНИКА

 Эта история любви молодого, но уже очень успешного математика одного из наших ВУЗов. Началась она в седьмом классе, а завершилась в восьмом. Из – за деликатности ситуации, изменим его имя и фамилию.   Любовный роман Евгения Васильевича вполне укладывался в школьные рамки: походы в кино с одноклассницей Леной, прогулки весенними вечерами и посиделки в кафе с мороженым и чашкой кофе.

        Нехитрая дружба была знаком судьбы, что все в жизни прекрасно, они защищены своими чувствами от бед и невзгод. Дальше будет еще лучше, вот только кончится лето и наступит 1 сентября, когда Женька снова встретится с Леной, которую родители увезли отдыхать нå юг. Первого сентября наш отличник бежал в школу, чтоб поскорее повидаться с Леной. Он отыскал ее в школьной толпе не  вдруг. Вначале почувствовал, что она там, где собрался их класс. Когда подбежал, то вздрогнул от громкого хохота. Одноклассники сгибались пополам и стонали от смеха. Тогда он и увидел Лену, которая молчала и смотрела нå него. Дальнейшее, казалось, он видит со стороны: невысокого роста паренек стоит рядом с девушкой, которой достает до плеча. Высоко над ним льются водопадом  волосы. И выросшая за лето Лена кажется совершенной, как гроздь акации. Это было потрясение нå всю жизнь, он не мог учиться ни в одном классе с девочкой и даже в одной школе. Перевелся в  другую, подальше, чтоб случайно не видеться с Леной. Что – то сильно разладилось в нем. Раньше жил и не думал, какой он, умный или глупый, добрый или злой? Все шло самой собой: Женя был  заводилой в классе, первым учеником и только радовался веселой энергии в самом себе, которой хватало нå все. Теперь он слышал себя со стороны: скучно ровный, нудный голос, понимая, как  обременительно его слушать. Тужился изо всех сил, чтоб быть первым не только в классе, но и школе. А когда достиг цели, то огорчился, поняв, сколько тупой воли и вымученности стоит за этим        успехом. Тогда он купил учебник математики для ВУЗов и выучил наизусть,

не понимая ни строчки: «Пусть Ленка узнает, что я вундеркинд и сильно пожалеет, что забыла меня». Но однажды  почувствовал себя мелкой бездарностью. Задыхаясь от отчаяния, что она так ничего и не узнала про него, ночью в саду зарыл учебник. После этого на душе стало легче, но жить было неинтересно.  Как автомат, ходил в школу, сдавал экзамены. Его внешность, маленький очкарик с оттопыренными ушами, его больше не беспокоила. Школьные годы закончились выпускным балом и золотой медалью.

        Перед поступлением в институт он решил перекопать сад и наткнулся нå «могилу», от учебника математики остались ветхие листы. Вид похороненного пособия рассмешил его, от истлевших страничек  шел запах детства. Дома он стал решать задачки, ранее не поддававшиеся ему, теперь он легко справлялся с ними. Закончил свой экзамен только к ночи. И вдруг захотел увидеть Лену, которую не  встречал годами. Заторопился, одеваясь в новый костюм. Близко к дому девушки услышал музыку, а потом сквозь большие стекла увидел, что у нее гости. Все танцевали, красавица Лена проплыла мимо   в окне в паре с курсантом военного училища. Он протянул руку к звонку нå двери, но не нажал. Ночь неожиданно растворила в себе любовь, сожаления, муку. Больше они не виделись. Лена вышла  замуж и разделила судьбу с военным. А он стал математиком, закончил МГУ и написал много талантливых работ. Суховатый ученый вспомнил о первой любви, рассуждая, как чувства иной раз открываю в  человеке большие возможности.