Статья актуальна на 2006-ой год, основана на впечатлениях автора.
Виктория РУМЯНЦЕВА
В юности мне довелось пожить в Китае некоторое время. Там я записалась на курсы английского языка для местных детей и молодежи.
Специфика выбранной школы состояла в том, что преподавателями были носители языка из Америки, Канады, Англии. На занятиях присутствовал и местный учитель, который служил неким «буфером обмена» и переводил ученикам непонятные им слова. Мне в этом смысле не повезло. Китайского я не знаю, так что перевести с английского было некому, если возникало недопонимание с носителем.
Изучению иностранного языка в Китае придают особое значение. Уже к 5–6 классу многие ребята уже свободно говорят по-английски.
Вскоре мне предложили вести младшую группу. Обучала самых юных учеников азам — английскому алфавиту.
Меня поразило, помимо, конечно, своеобразного произношения, что дети чувствовали себя на уроках вольготно. Например, они могли бегать по классу во время занятия, кричать, переговариваться, бросаться друг в друга самолетиками, сложенными из бумаги, громко хохотать.
Я в детстве была активной девочкой, потому постоянно выслушивала от учителей, что негоже-де носиться по коридору на перемене. Девочки с юных лет должны сидеть в уголке с книжкой и помалкивать.
Может статься, сейчас в школах все иначе. Да и не во всех подобная ситуация была и раньше. Тем не менее, таким запомнила обучение в школе я.
В Китае же преподаватели носились за учениками, смеялись, пытаясь втолковать, в чем же разница между didn’t need to и needn’t have done (старшим группам, дошедшим до этих тем — да, подростки тоже могли бегать по кабинету и затевать перепалки).
Как ни странно, расторможенность и чрезмерная подвижность не мешала ребятам усваивать предложенный материал.
Учиться — удел избранных
Однако мои наблюдения разнятся с тем, что поведал мне Энтони — преподаватель из Англии, учивший подростков и меня на тех же курсах. Он успел поработать и школьным учителем в Китае.
-Там все намного жестче. Обучение — удовольствие не из дешевых. Школы делятся на государственные и частные. Стоимость обучения во вторых может доходить до тысячи долларов в месяц. Уровень образования в них в разы выше. Поэтому и требуют с детей соответственно. Обучение основано на зубрежке, — рассказал Энтони. — Ребята вынуждены ежедневно запоминать огромное количество информации из разных областей.
Дети которые не в силах освоить материал, а также ребята из небогатых семей, отправляются в школы кунг-фу. Там они живут на пансионе, получают базовое начальное образование. И, конечно, занимаются тренировками.
Вкалывают с ранних лет
С 3-месячного возраста ребенка в Китае уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребят детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет — водят в бесплатные садики, где приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте.
С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. В старшую школу попадают только те, кто достойно учится, а конкуренция, как упоминалось, очень высока.
-Ученик встает в 5 утра, чтобы повторить уроки. В школе ребята находятся до 5-6 часов вечера, но дополнительные занятия никто не отменял, так что дети возвращаются домой часам к 10, чтобы снова встать в 5 утра… Тем не меннее, тот факт, что родители терпеливы к своим детям, и, несмотря на необходимость учиться, не ставят им ограничений, вроде «Не бегай! Будь спокойным!» отрицать нельзя, — говорит Энтони.
Дети все равно остаются детьми. Улыбчивыми, склонными к озорству.
Может быть, поэтому китайцы уверенно занимают лидерские позиции в большинстве отраслей — они привыкли вкалывать и зубрить, но при этом свободны внутренне?
(Фото из архива автора)
Не уходите, у нас много занятного. Например, об авторах и книгах:
Курьёзные случаи из жизни известных авторов
Великий фантаст умер от голода
И не только о книгах:
Дальние страны. Увидеть Париж... и жить дальше
О братьях меньших. Слоны на привязи