СТРАНА МОЕЙ МЕЧТЫ - ИЗРАИЛЬ

Эмма МАМИНЕВА

 

Я полюбила Израиль за то, что в нем сбылась моя тайная мечта - жить в доме с бассей­ном.

 

Дом, в котором нам руководство предоставило  квартиру в маленьком городке Нахария, на побережье Средиземного моря, был пос­троен несколько десятилетий назад в рамках какого-то комму­нального эксперимента, как КИБУЦ. В Израиле есть целые поселки такого типа. Что -то вроде коммуны. 

 

Внутри двора дома оказался огромный бас­сейн для жителей  дома и их гостей.  Сразу за домом -  Средиземное, довольно бурное море, в котором, правда, местные не купались  - «слишком соленое». Нахарийцы пред­почитали  бассейны с пресно-хлорированной водой (заелись!). Меня поразило обилие бассейнов на побережье - прямо на берегу моря...

 

 Чистота улиц городка  просто удивляла!  Вдоль шоссе,  обеим сторонам,  зрели бананы, закутанные  в пакетики  чтоб птицы не поклевали? И даже воздух был тут каким - то особенным и  пах теплом  и солнцем…

 

 Квартиры в нашем доме были крохотные, по нашим меркам,  трехкомнатная равна по площади нашей одно­комнатной в Ульяновске  (земля в Израиле дорогая.) Очень популярны квартиры – студии.  Но  плата за коммуналку и аренду превышала все мыслимое и немыслимое. ( Так нам казалось много лет назад- в 1992, сейчас . думаю. наша российская плата превысила  Тогда нам,  командированным  из России, здесь было нелегко. 

Что касается прибывших на свою историческую родину наших бывших соотечественников, то им, конечно же, тоже. Ведь Израиль - страна маленькая, сельскохозяйственная, заводов-гигантов здесь попросту не  существует (потому-то, наверное, тут и самая чистая экология в мире), занятость населения ог­раничена, и с безработицей, как правило, сталкивается каждый вновь прибывший, как здесь называют,  репатриант. Пособие по безработице на каждого взрослого не очень велико,  не разгуляешься. Многих спасают бабки - деды, ибо Израиль - это страна пенси­онеров. Даже если вы не проработали здесь ни дня, но возраст соответствует,  вам положена пенсия!

 Меня поразило то, что повсюду здесь звучит русская речь. Как будто и не уезжала за три-девять земель. Смуглые, ярко выраженные або­ригены даже несколько теряют­ся в толпе наших бывших со­граждан. Издается много газет на русском языке, есть и телепереда­чи. Одну из них тогда вела наш  быв­ший диктор Марина Бурцева, в Израиле Левинсон. Но не всем так везет  устроиться по специальности.  Требуется, в основном, обслуживающий персонал, но на эту работу бывшие профессора, учителя, доктора не соглашают­ся. Чтобы получить более-менее приличную работу требуется «ришайон» - специальное разреше­ние. А чтобы получить послед­нее, нужно сдать экзамен на зна­ние иврита, выучить который совсем непросто. Иврит - искусственно возрожденный древний язык, который большинство евреев мира просто не знает.

 Моя приятельница Марина язык выучила и такое разрешение получила. После нескольких лет  безработицы  (а у нее высшее историческое образование, питерский университет) нашла себя в качестве космето­лога и работала с утра до позднего вечера - без выходных... (отдохнешь день,  два, а конку­ренты клиентуру переманят!). Но судьба Марины нетипична. Мне доводилось читать в мест­ной прессе много жалоб работодателей на приезжих: с одной стороны - безработица, а с дру­гой - нет желающих «вкалывать» в тех местах, где нужно вставать чуть свет или приходить по но­чам.

 Вопрос национальности в Из­раиле решается просто. Все определяет материнская линия. Если у вас только папа иудей - вы к евреям никакого отноше­ния не имеете. Пример - Михаил Казаков - наш известный актер.Так и не признали его в Израиле настоящим евреем. Мама - да. Бабушка, прабабушка и так далее, до какого  колена сможете подтвердить свою родословную.  Тогда смело  приезжайте в Израиль- и станете истинным ОЛИМОМ -это тот, кто начинает  восхождение к своей  древней прародине…

 

Но это просто так говорится - смело. На самом деле,  адаптироваться нашим бывшим там очень трудно. И тем не менее, они пишут родственникам  в Россию бодрые и оптимистические письма. И нас тоже спрашивали: а вы когда насовсем переберетесь? Мы на стали вдаваться в подробности, что родословная не подходит.. Отшучивались по – разному. Но однажды мой муж не выдержал и сказал спросившему его «олиму»  в дворецкой ливрее стоявшему у фешенебельного отеля (бывший преподаватель математики ):

« Рядом с вами что ли на вахте  тут стоять?»

Тот обиделся…

 Но это же правда!  Не больно уж там  сладко живется. Если  честно…