"Пассажирские" книги


 Марина Сарычева

 

Сегодня количество пассажиров в мире вполне сопоставимо с количеством всего населения планеты. Мы все когда-либо были и являемся пассажирами, поскольку сложно найти человека, никуда никогда не ездившего, пусть даже и в пределах микрорайона. Пассажир — это самое главное действующее лицо современной цивилизации – на земле и под землей, на воде и в воздухе.

  Вспомним книги, героями которых являются пассажиры, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

 

  А.П. Чехов «Пассажир первого класса». Поезда пассажирские и товарные, почтовые и курьерские, пригородные и дальние, поездки на дачу, за границу, дорожные беседы, случайные встречи на железнодорожных станциях и в вагонах, мелкие неприятности во время пути и неожиданные радости, смешные жалобы пассажиров и настоящие катастрофы, жизнь на крошечных полустанках и гигантские стройки — все это сумел заметить и запечатлеть великий русский классик, который жил в эпоху, ознаменовавшуюся самым настоящим железнодорожным бумом. В его рассказах железная дорога становится всеобъемлющим образом-символом России, со всеми ее привлекательными и отталкивающими сторонами. Этот сборник, несомненно, поможет скоротать время в пути пассажирам не только первого, но и всех других классов.

  Ж.-К. Гранже «Пассажир». Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Чтобы обрести свое подлинное «я», ему придется пройти через все свои прежние ипостаси. Героя преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он – серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы. Да он и сам не уверен в своей невиновности… Как ему выбраться из этого лабиринта?

  А. Нури «Пассажир своей судьбы». Мать до последнего пыталась отговорить Федора от поездки — у нее было дурное предчувствие. Но парень слишком сильно хотел уехать и начать самостоятельную жизнь, поэтому, конечно, не стал прислушиваться к уговорам. Началось все как обычно: стандартное купе, приятные попутчики. Но с каждым часом поезд пугал Федора все больше: неожиданно сменились соседи, на пути следования не было стоянок, а странный проводник запретил ему покидать купе. В довершение всего Федор узнал, что состав не имеет машиниста и сойти по собственной воле невозможно…

  С. Фитцек «Двадцать третий пассажир». Пять лет назад у полицейского агента Мартина Шварца без вести пропали жена и сын, путешествующие на круизном лайнере «Султан морей». Тогда круизная компания отстаивала версию суицида. Однако Мартин в это не верил. И вот ему звонит пассажирка того самого лайнера и заявляет, что он должен немедленно явиться на борт лайнера, у нее есть доказательства того, что его жена не по своей воле бросилась в море. Более того, возможно, его сын еще жив, а на лайнере происходят странные вещи. Бросив все дела, Мартин отправляется в нежеланное путешествие, преисполненный решимости докопаться до истины…

  

  А. Кристи «Пассажир из Франкфурта». Самолет, на котором дипломат сэр Стаффорд Най возвращается в Англию, в связи с плохими погодными условиями делает вынужденную посадку в аэропорту Франкфурта. В зале транзитных пассажиров Най встречает молодую женщину, которая обращается к нему за помощью. Она говорит, что ее жизни угрожает опасность, и просит Стаффорда отдать ей его плащ, билет и паспорт, дабы она могла пройти на борт самолета, летящего в Лондон. Непонятно почему, но дипломат соглашается на эту авантюру. А зря. Очень скоро сэр Най выяснит, что оказался втянут в международный заговор, и это его жизни угрожает опасность…

  Е. Тавада «Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов». Главная героиня произведения – молодая японская танцовщица, гастролирующая по Европе на поезде. Каждая глава этой изящной книги – новый город на пути героини, приключение, сон, мечта. С этого поезда невозможно сойти. Жизнь – долгое путешествие в вагоне на нижней полке… Путешествие в город, которого нет…

  Г. Данелия  «Безбилетный пассажир». Георгий Данелия – режиссер «культовых» фильмов «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», обладатель всех мыслимых и немыслимых премий и наград – рассказывает истории о том, как он и его друзья делали кино, а в целом, о нашей жизни, мудро и лаконично – то очень смешно, то с тенью грусти. Впрочем, как и все, что так нам знакомо по фильмам мастера.