" ИДЕАЛИСТКА", "СОНЕЧКА" и другие


ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ ПОДРУГАМ ЛЕНЕ САМСОНОВОЙ И ЛЮДМИЛЕ ДЯГИЛЕВОЙ


Марина САРЫЧЕВА

 

У. Эко «Имя розы». Библиотека в романе известного итальянского ученого-философа выступает как лабиринт человеческого познания. По мнению автора, она всегда будет содержать в себе элемент загадочности и непредсказуемости, поскольку ее работа зависит от очень большого количества факторов - расстановки фонда, мировоззрений библиотекарей, намерений читателей и т.д. Многие важные вопросы остаются без ответа. Как все-таки должна выглядеть библиотека? Должна ли она помогать читателю отличить истину от лжи? Эти и другие вопросы в той или иной степени возникают на страницах романа, но окончательный выбор все же остается за читателем.

 

А. Володин «Идеалистка». В центре пьесы дан образ библиотекаря-идеалиста, который мечтает приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному» и, в первую очередь, к чтению «серьезной» литературы. Это произведение - монодрама, исповедь героини о прожитой жизни. У нее нет имени, автор называет ее отрешенно - Она, ее профессия - библиотекарь. Четыре встречи, оставивших след в жизни героини и четыре расставания.

 

Л. Улицкая «Сонечка». Автор вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки. Героиня запоем читает книги, но реальность жизни - любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения ... Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, - и она возвращается к большой литературе, которая дает пищу для души, примирение и наслаждение.

 

А. Галин «Библиотекарь». Поставив профессию героя в заголовок, драматург подчеркнул ее «знаковость». В пьесе представлен тип библиотечного работника - человека, который не согласен с политической системой, существующими в обществе порядками и рассматривает библиотеку как своеобразный приют.

 

А. Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье». Действие романа происходит в особом мире - мире книг. Герои этой истории - библиофилы, букинисты, переплетчики и просто страстные любители литературы. Одни из них предпочитают приключенческие романы, другие - детективы, третьи пытаются разгадать тайны, скрытые в трудах по демонологии.

 

Э. Костова «Историк». Роман современной американской писательницы создан в русле готической поэтики. В 2005 г. он оказался одним из самых читаемых в США и был переведен более чем на 30 языков. Образ библиотеки как значительного феномена, который накапливает массив важнейшей для человечества информации, обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале, в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко.

 

М. Елизаров «Библиотекарь». Это, по сути, первый большой постсоветский роман, реакция поколения 30-летних людей о том мире, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, сказка о потерянном времени, ошибочная ностальгия и варварское настоящее. Вокруг книг разворачивается целая реальность, которая иногда напоминает остросюжетный триллер, иногда боевик, но главное - в этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки.