МЕСТО ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ


МАРИНА САРЫЧЕВА

Для написания книги нужно, в первую очередь, вдохновение. Но к каждому писателю приходит своя муза, причем приходит она не всегда и не везде. На какие только ухищрения не шли знаменитые авторы, чтобы найти то место для работы, когда сюжет складывается в их голове лучшим образом. И кто бы мог подумать, что великие произведения создавались в подобных условиях! 


Агата Кристи, уже издавшая десяток книг, в анкетной строке «род занятий» указывала «домохозяйка». Она работала урывками, не имея ни отдельного кабинета, ни даже письменного стола. Писала в спальне за столиком или могла пристроиться за обеденным столом в перерывах между приемами пищи. 

Эрнест Хемингуэй всю жизнь вставал на восходе солнца. Работал до полудня, стоя у полки. На полке стояла пишущая машинка, на машинке лежала деревянная доска с письмами для печати. Исписав карандашом все листы, он перепечатывал написанное. Каждый день он подсчитывал количество написанных слов и строил график. 

Владимир Набоков писал текст на небольших карточках, затем складывал из них страницы и главы книги. Таким образом рукопись и рабочий стол помещались в коробке. «Лолиту» он писал по ночам на заднем сиденье автомобиля, считая, что там нет шума и отвлекающих факторов. 

Джейн Остин жила с матерью, сестрой, подругой и тремя слугами. У нее никогда не было возможности уединиться. Писательнице приходилось работать в семейной гостиной, где ей в любой момент могли помешать. Писала она на маленьких клочках бумаги, и как только раздавался скрип двери, она успевала спрятать записки и достать корзинку с рукоделием. 

Марсель Пруст работал по ночам, днем спал до трех или четырех часов. Писал он в постели, расположив тетрадь на коленях. Чтобы не заснуть, принимал кофеин в таблетках. Скорее всего, мучил он себя намеренно, считая, что физическое страдание позволяет достичь высот в искусстве.