Завтра была война: знаменитые экранизации произведений Бориса Васильева

Марина Сарычева

21 мая родился один из наиболее известных писателей-фронтовиков, драматург, сценарист, автор бессмертных произведений, вошедших в фонд русской и советской классики, Борис Львович Васильев. Он принадлежал к первому поколению, появившемуся на свет после страшной Гражданской войны, и сразу же ушедшему на фронта Великой Отечественной. Не случайно в своем творчестве писатель постоянно обращался к теме войны и военного поколения.

   Его произведения получили всемирную известность, переведены на множество языков, а фильмы, снятые по его книгам, популярны даже в Китае и Индии. Эти книги  мощно захватывали читателя, их художественная сила виделась столь бесспорной, что вызывала горячий эмоциональный отклик у читателей. «Офицеры», «Завтра была война», «А зори здесь тихие» – без показа фильмов по произведениям Бориса Васильева сегодня невозможно представить ни один День Победы. До своего 90-летнего юбилея классик отечественной литературы не дожил всего год с небольшим.

  Борис Львович родился в весьма необычной для того времени семье. Его отец был кадровым офицером царской, а затем советской и красной армии, мать происходила из дворянского рода. Чудо, что они миновали репрессий. Сыну они почти не рассказывали о прошлом, считая, что чем меньше ребёнок знает – тем лучше. Очень рано Борис увлёкся историей и литературой, играл в любительских спектаклях, выпускал школьный журнал. Обострённое чувство долга и чести заставило его – ещё школьника – сбежать на фронт.

   Васильев пережил окружение, выход из него, попал в лагерь для перемещённых лиц, служил в гвардейском воздушно-десантном полку, попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией оказался в госпитале. Шёл 1943 год. На этом война для Бориса Васильева закончилась, но лишь формально – фактически она не отпускала его до конца жизни. Снова и снова писатель возвращался к событиям тех лет на страницах своих романов.

  Свою послевоенную жизнь Васильев поначалу связал с армией, лишь в 1954 году уволившись в звании инженер-капитана. Причиной этого решения, указанной в рапорте, стало желание заниматься литературой. Первые его литературные опыты были драматургическими – он писал пьесы и сценарии, в том числе для КВН. Параллельно Васильев пробовал себя и в прозаическом жанре. В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие…». Вскоре книгой зачитывалась вся страна.

  Произведения Васильева о войне – чуть ли не самые пронзительные в нашей литературе. Они выдержали испытание и временем, и сменой политических режимов. Стоит взять в руки любую его книгу, как происходит погружение в этот страшный, но героический мир самых простых людей. Возможно, именно это и притягивало (и продолжает притягивать) к прозе Васильева кинематографистов, желающих снимать не пафосное, но искреннее кино о войне. Предлагаем вспомнить лучшие фильмы, снятые по книгам мастера военной прозы.

«Офицеры» (режиссёр – Владимир Роговой, 1971)

  Картина снята не по прозе, но по сценарию Васильева. Изначально лента задумывалась, как фильм о нелёгкой жизни офицерских жён, но то, что получилось в итоге, оказалось максимально далеко от типичной «заказухи». Вот уже более 40 лет «Офицеры» заставляют зрителей напряжённо следить за жизнями двух друзей, которые почти не видели мирного времени, но сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества.

«А зори здесь тихие...» (режиссёр – Станислав Ростоцкий, 1972)

  Выйдя в свет, повесть быстро стала самой любимой книгой о войне для многих из тех, кто воевал, и тех, кто знал войну лишь по воспоминаниям близких. Довольно быстро появилась её театральная версия – легендарный спектакль на Таганке, а затем и двухсерийный телефильм, ставший классикой советского кинематографа. Картина получила множество наград и была номинирована на «Оскар»  как лучший иностранный фильм.

«Аты-баты, шли солдаты…»  (режиссёр – Леонид Быков, 1976)

   Эта картина стала последней для актёра и режиссёра Леонида Быкова. Действие её одновременно разворачивается в двух временных пластах: в 1970-е годы, когда дети собираются в месте последнего боя своих отцов, и в 1940-е – дни накануне того сражения. Непосредственно военные сцены по-быковски легки и точны. В них боль и горе соседствуют с мягким лирическим юмором, а смерти всегда сопутствует жизнь. Сцены из 1970-х годов более сентиментальны, но сентиментальность эта  искренняя.

«Завтра была война»  (режиссёр – Юрий Кара, 1987)

  Книга была написана Васильевым ещё в 1970-е годы, но вплоть до перестройки цензура её не пропускала. Это история о молодом поколении на пороге войны – о старшеклассниках, впервые столкнувшихся с жестокостью взрослой жизни. Интересно, хотя и закономерно то, что в фильме акцент сделан на репрессии, на «разоблачение» режима, тогда как в книге для автора куда важнее было само это поколение, разбитое войной.

«Я – русский солдат» (режиссёр – Андрей Малюков, 1995)

  В разное время экранизировать роман «В списках не значился» о молодом выпускнике военного училища, попавшего в самое пекло битвы за Брестскую крепость, планировали и Леонид Быков, и Вадим Абдрашитов. Но Быкову помешала ранняя смерть, а Абдрашитову – национальность главной героини (был запрёт на съемки). Пришлось ждать 1990-х годов. Фильм получил несколько премий, но самим Васильевым так и не был принят – писатель считал, что в односерийном фильме невозможно показать процесс становления человека – от почти мальчика до мужественного героя.