Марина Сарычева
Приближается главный праздник страны – День Великой Победы. Скупая статистика, насчитывающая миллионы погибших на поле боя Великой Отечественной войны или в тылу, была личной трагедией практически каждой семьи, а победа – сбывшейся мечтой, самой дорогой, самой искренней, самой ценной.
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Ведь тема это непростая. Почти ни в одной семье не осталось дедушки, который на 9 мая, надев ордена, расскажет внукам о войне, увиденной своими глазами. Или бабушки, что с гордостью покажет полуистлевшие письма с фронта и поделится, как выживали, как верили, как ждали своих с победой. Ведь мы хотим, чтобы наши дети помнили героическую историю своей Родины, помнили подвиги своих прадедов. Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги.
Т. Кудрявцева «Маленьких у войны не бывает». Кто-то из героев этой книги оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Им было совсем немного лет, но военное время предъявляло им те же требования, что и взрослым, а иногда и вовсе некому было быть взрослыми, кроме них. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь маленьких у войны не бывает... Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии.
Э. Фонякова «Хлеб той зимы». Как это - война? Что это - война? Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать «как выглядит война взаправдашняя», что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень - из столярного клея. Эта книга – во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.
В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом». Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, - линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и повзрослеть.
Е. Ильина «Четвертая высота». Эта биографическая повесть рассказывает о непростой судьбе простой девчонки Гуле Королёвой, которая прожила очень короткую, но интересную и насыщенную жизнь. Гуля погибла на фронте во время Великой Отечественной войны, борясь за свою очередную «высоту», спасая жизни раненых, под пулями унося их с поля боя.
В. Богомолов «Иван». Когда начинается война, Ивану не исполнилось и двенадцати, а в первый же день погибает его отец-пограничник. С тех пор в сердце мальчика поселяется ярость к врагу, жестокое, почти немыслимое сочетание нежного возраста и выпавших на долю героя событий – пробирающая до мурашек иллюстрация военных лет, портрет детей военного поколения.
Н. Внуков «Наша восемнадцатая осень». Автобиографическая повесть рассказывает о последнем школьном лете, первом жестоком бое, в который довелось попасть Николаю и его вчерашним одноклассникам. 17-летние мальчики воюют, а в перерывах между боями пишут письма матерям и вспоминают, как бегали купаться, танцевали на школьных вечерах и ходили в горы за кизилом. Солнечные дни детства, мирная жизнь еще так близко - и уже так бесконечно, невозвратно далеко…
В. Катаев «Сын полка». Эта книга о Ване Солнцеве. Война отняла у мальчика все: родных, дом и само детство. Новой семьей Вани становятся замечательные люди - солдаты артиллерийского полка. Эта правдивая книга - о подвиге, которого не может быть без огромной любви к своей Родине.
Ф. Самойлов, П. Заводчиков «Девичья команда». На фронтах Великой Отечественной войны сложную и опасную военную работу выполняли собаки – не только служебные, хорошо обученные, но и просто те, кого удалось найти в голодающем, измученном блокадой Ленинграде на исходе первой военной зимы. А вожатыми собак были ленинградские девочки, вчерашние школьницы и студентки. Они вместе с четвероногими помощниками, не щадя себя, ежедневно и ежечасно спасали человеческие жизни: вывозили раненых, отыскивали и обезвреживали мины.