Марина Сарычева
Ненормативная лексика проникла и в кино, и в средства массовой информации, даже в литературу.
Неприкаянно, но чинно
на страницы и кино
вылезает матерщина,
словно газ, покинув дно.
По мнению великих писателей и мыслителей, тот, кто пользуется матерными словами, не знает родного языка, не может выразить с его помощью свои собственные мысли и пытается «давить» или зарабатывать ложный авторитет, используя мат. Тем не менее, многие известные мастера слова зачастую в своих произведениях использовали ненормативную лексику.
А.С. Пушкин. Все, кто интересуется творчеством Пушкина, наверняка не раз слышали о том, что великому поэту приписывают многочисленные произведения, богатые ненормативной лексикой. В некоторых источниках можно даже встретить высказывания, где Александра Сергеевича позиционируют как «гения матерного слова». Действительно, поэт с юных лет и до самой смерти охотно пописывал непристойные стихи и эпиграммы, не стесняясь употреблять самые крепкие выражения. Большинство их вошло в полные собрания сочинений поэта с одной-двумя буквами, стыдливо замененными на многоточия. Сам же Александр Сергеевич высказался по этому поводу так: «Если уж ты пришел в кабак, то не прогневайся - какова компания, таков и разговор...».
А.Н. Афанасьев. Известный фольклорист и собиратель русских сказок в 1860 г. издал сборник «Русские народные легенды», содержавший религиозные предания о Христе и святых, который сразу же был изъят цензурой, потому что легенды не соответствовали официальному православию. Тогда Афанасьев издал сборник за границей, заодно включив в него множество неприличных матерных сказок, почерпнутых им в ходе этнографических экспедиций. Эта книга получила название «Заветные сказки».
С.А. Есенин. Будучи народным и хулиганским поэтом, Сергей Есенин тоже не чурался площадных оборотов, чтобы подчеркнуть свое крестьянско-пролетарское происхождение и эпатировать публику. Больше всего матерных стихов поэт написал в последний год жизни, когда бунтарское настроение окончательно возобладало в его душе над лирикой. Такие стихи, как «Осень гнилая давно уж настала» и «Ветер веет с юга» сразу стали народными.
В.В. Маяковский. Пролетарский поэт также свободно управлялся с нецензурными оборотами, но на свой, революционный лад. Например, его стихотворение «Вы видели розы?..» пробуждает в читателе отнюдь не сладострастие, а наоборот — классовое сознание и мотивирует на трудовые подвиги.
В.В. Ерофеев. Отец русского постмодернизма «украшал» свои тексты, во-первых, множеством цитат и отсылок к классической литературе, а во-вторых, виртуозными матюгами. Его известная поэма в прозе «Москва–Петушки» показалась излишне разнузданной даже самому автору. Ерофеев писал, что был вынужден выкинуть из него целую главу «Серп и молот — Карачарово», поскольку она представляла собой «полторы страницы чистейшего мата». И предупрежденные об этом читательницы вместо того, чтобы пропустить указанные страницы, читали только их.