Эмма МАМИНЕВА
Что-то давно не испытывала я удовольствия от чтения фельетонов. Уж не потому ли, что жизнь для многих из нас сегодня стала то ли анекдотом, то ли фельетоном?
Вспоминаю, как когда-то работала на украинском республиканском радиовещании. У нас тогда план был по критике. Выбирали мы село, которое нужно было "подвергнуть сатире" и ехали туда.
Встречали нас пышно, с почетом, кормили сытно, неизменно предлагали что покрепче, но с утра старший нашей группы категорически отказывался.
Нас водили по деревне, показывали. "Так-то оно так,"-провозглашал старший группы," Но мы вас критиковать приехали, постановление правительства вышло такое, слышали, об усиления критики?" Председатель колхоза (совхоза) вздыхал: "Что ж критикуйте, только не очень." "Что будем?" "Да бис его знае, все вроде нормально."
В одном селе нам крупно повезло - вдруг прибегает работник клуба с «квадратными» глазами и кричит, что ключей не нашли. "Каких ключей?-" настораживаемся мы. Оказывается, от спортзала. А что такое? Оказывается, инструктор по спорту сбежал из деревни, не выдержал тягот жизни, и ключей не оставил, как бы не пришлось взламывать дверь.
"Очень хорошо!" - потирает руки старший группы. "Взламывайте, а мы репортаж будем записывать! Кто из вас умеет по-украински говорить?"
Оказывается, никто не умеет. То есть вроде говорят, но если прислушаться, то это русские слова с украинским акцентом. Как ныне говорят, суржик. Достаем пятикилограммовый русско-украинский словарь, который всегда берем с собой в командировки и наскоро сочиняем текст, который заставляем читать в микрофон председателя. Тот читает... Все ему дружно
помогают, создавая фон...
Далеко за полдень заканчиваем мы свою работу и идем ужинать. Причем теперь старший вполне доброжелательно кивает в ответ на намеки о том, что есть кое - что и погорячей...
Неожиданно впереди идущий практикант останавливается. "Вон смотрите, смотрите - памятник Зое Космодемьянской весь в паутине!" - кричит молодой кадр. "Где? Где?"- пугается председатель колхоза, подбегает к памятнику и начинает вытирать его рукавом." Дак это так, ничего, случайно!"
Практикант достает микрофон.
- Нет, об этом нельзя, - решает старший группы .- Нас же "Голос Америки" прослушивает. Памятники в таком состоянии, это ж политика, понимать надо!"
"Вот у нас автобусы в город плохо ходят,"- подсказывает с готовностью бухгалтер колхоза. "Так это уже не в наш адрес критика, это в транспортное предприятие."
" Вот это хорошо! Запиши тему на следующий раз,- веско говорит старший группы.- Сделаешь про автобусы, да так, чтоб покруче!"
И вот мы критиковали, критиковали... Только потом, много позже, написав за свою творческую жизнь немало критической информации, пришла я к банальному выводу, что критика должна быть конструктивной. Критиковать легче всего, трудно предложить выход из непростой ситуации. Да и не преследуют сегодня уже так за критику, как в прежние времена! Изощряйся себе, проявляй сатирические таланты, да и только. Но станем ли мы жить лучше после такого фельетона?
Знаю, что сегодня модно рассуждать на тему, как мы дошли до жизни такой…И судя по высказываниям, которые я слышу, многим хотелось бы одну - единую модель развития : товаров побольше, зарплату повыше, работу полегче. Человек же, хоть немного имеющий представление о теории относительности, сразу скажет, что это невозможно. Где-то прибудет, а где-то тут же убудет. Вопрос в том, что и где, и в какой степени, и что мы с вами в СИЛАХ сделать сегодня для того, чтобы жизнь стала лучше..