Материал актуален на 2019-ый год
Виолетта Жирардон
Телефонный звонок разрезал тишину в квартире пенсионерки А. Звонивший представился сотрудником банка и сообщил, что с ее карты пытаются списать денежные средства. "Сообщите номер и пароль! Мы предотвратим преступление!"
Пожилая дама последовала инструкции от "сотрудника банка". Спустя некоторое время с её счёта списали денежные средства.
Знакомая история? Надеюсь, нет.
А недавний случай, описанный в социальных сетях!.. Возмутительный, но вполне типичный.
Представители компании по замене пластиковых окон убедили 83-летнего дедушку, что ему следует заменить окна. Пожилой мужчина подписал документы о том, что работа уже была произведена.
Внук потерпевшего возмущался в соцсетях: "Я взялся разбираться, нашел этого "эксперта" из компании. Тот, ухмыльнувшись, нагло заявил, что у них в конторе сидят грамотные юристы, так что смысла бодаться нет, улыбнулся и ушёл».
Будучи корреспондентом новостного портала, регулярного читала такие истории в сводках МВД, социальных сетях.
Каждый божий день пожилые люди становились жертвами мошенников. Нельзя сказать, чтобы способы стали изощрёнными. "Дедовские" тоже действуют. К сожалению.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СПОСОБЫ "РАЗВОДА"
1. «С Вашей карты хотят украсть деньги! Сообщите пароль!»
Звонят так называемые сотрудники службы безопасности банков, требуя сообщить номер карты и пароль. Они уверяют, например, о попытке похитить деньги со счёта. Как только мошенники узнают информацию, снимают деньги. Конечно, доверчивые граждане сознают, что их обманули, обращаются в органы, но найти злоумышленников не так просто.
2. «Продадим что-либо с рассрочкой»
В дверь стучится персонаж якобы из жилищной инспекции и настоятельно просит пустить его в квартиру, чтобы проверить балкон, газ или лоджию «на безопасность». Осмотрев окна, гость заявляет, что они де находятся в удручающем состоянии и требуют срочной замены (так же и со всем остальным).
После этого липовый сотрудник инспекции начинает пугать пенсионера высокими ценами на замену окон и тут же предлагает льготный вариант только для пожилых людей.
Для оформления необходимых бумажек мошенник предлагает подъехать к ним в офис, либо просит подписать пакет документов (с десяток листов мелким шрифтом) на месте. По обещаниям лже-сотрудника, бумаги представляют собой договор на рассрочку за новые окна. На деле оказывается, что пенсионер взял кредит на крупную сумму под большие проценты.
Нужно убедить пенсионера: подписывать какие-либо бумаги не стоит, если нет уверенности, что это не мошенничество. Если человек навязывает оформление договора, лучше сразу сообщить ему, что такие решения в этом доме принимаются только при участии других членов семьи.
3. «Соцзащита» против беззащитных
К пожилому человеку приходят мошенники, представившись работниками соцзащиты. Злоумышленник сообщает, что сегодня и только сегодня Министерство здравоохранения совместно с департаментом социальной защиты проводит акцию для пенсионеров и предлагает обзавестись чудо-аппаратом для лечения всех болезней почти даром — всего за 20 тысяч рублей. Обычная же стоимость - около 100 000 рублей. Мошенники убеждают пенсионера купить препарат, обещая вернуть деньги, если аппарат не подойдет. Так пожилой человек приобретают устройство, красная которому – рублей 500.
Нужно напомнить пенсионерам, что соцзащита не станет ходить по домам, чтобы заниматься продажей каких-либо вещей: ни лекарств, ни лечебных аппаратов. Не поддаваться на уговоры, прекращать разговор сразу же, как только речь заходит о деньгах.
4. «Вернем деньги за купленные лекарства!»
Пенсионеру звонят якобы из соцзащиты, Центробанка или прокуратуры. Сообщают, что по новому закону всем пожилым людям, которые когда-либо покупали лекарства, полагается компенсация от государства, сумма может варьироваться от 200 000 до миллиона рублей. Чтобы получить деньги, пенсионера просят оплатить госпошлину в размере примерно 10%, тут же снабжают четкими инструкциями: идите к банкомату или в отделение банка и переводите на такой-то счет деньги. После перевода телефоны, с которых звонили мошенники, естественно, перестают отвечать.
Чтобы пенсионер смог получить социальные выплаты, от него ПФ никогда не потребует переводить деньги на какой-либо счет. Не забывайте об этом.
Нужно сообщить звонящему, что все вопросы, связанные с финансами, решаются на семейном совете с детьми и положить трубку.
5. Родственник попал в беду
Одна из самых старых мошеннических схем: пенсионеру звонит человек и представляется его сыном, внуком или другим родственником. Сообщает дрожащим голосом, что попал в беду и просит выручить — отдать курьеру определенную сумму денег. Через некоторое время по адресу приезжает человек и забирает деньги. По рассказам потерпевших, суммы также сильно разнились и могли доходить до нескольких сотен тысяч рублей.
На резонный вопрос, почему потерпевший не мог узнать собственного внука по голосу, отвечаем: иногда связь может быть не очень хорошей — это делается специально.
Нужно объяснить пожилому человеку: если поступают звонки от «родственника» с просьбой дать денег, или, например, «сын» и умоляет выручить его из беды, спешить не стоит. Нужно позвонить сыну и убедиться, что он в безопасности.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
По некоторым причинам, увы, это больной вопрос и для нас с мужем.
Советовалась с психологом: как, как убедить доверчивого человека, что деньги всякому входящему в квартиру отдавать не стоит?
Никаких универсальных способов нет.
Конечно, главное - просвещение. Рассказывать пожилым родственникам о схемах мошенничества.
Сами понимаете, не всегда действует. Иначе мошенники не обогащались бы.
Главное — быть на связи. Пусть наши бабушки, дедушки, одинокие пожилые соседи и знакомые не стесняются звонить вам в спорных ситуациях.
В нашей семье вопрос решился радикально: сделали доверенность от родственника, попадающего в такие ситуации. Так что теперь мошенникам придётся иметь дело с нами.
У нас ещё много интересного. Например, о писателях и книгах!
Как авторы распорядились Нобелевской премией
И не только о книгах:
Как провинциалка в кино снималась
Симбирские кадеты делали подкоп ложками