Как обманывают пенсионеров

Материал актуален на  2019-ый год

 

Виолетта Жирардон

                            

Телефонный звонок разрезал тишину в квартире пенсионерки А.  Звонивший представился сотрудником банка и сообщил, что с  ее карты  пытаются списать денежные средства.  "Сообщите номер и пароль! Мы предотвратим преступление!"

Пожилая дама последовала инструкции от "сотрудника банка".  Спустя некоторое время с её счёта списали денежные средства. 

Знакомая история? Надеюсь, нет.

 

А недавний случай, описанный в социальных сетях!..  Возмутительный, но вполне типичный.

Представители компании по замене пластиковых окон убедили 83-летнего дедушку, что ему следует  заменить окна. Пожилой мужчина подписал документы о том, что работа уже была произведена.

Внук потерпевшего возмущался в соцсетях: "Я взялся разбираться, нашел этого "эксперта"  из  компании. Тот, ухмыльнувшись, нагло заявил, что у них в конторе сидят грамотные юристы, так что смысла  бодаться нет, улыбнулся и ушёл».

 

Будучи корреспондентом новостного портала, регулярного читала такие истории в сводках МВД, социальных сетях.

Каждый божий  день пожилые люди становились жертвами  мошенников.  Нельзя сказать, чтобы способы стали изощрёнными. "Дедовские" тоже действуют. К сожалению. 

      САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СПОСОБЫ "РАЗВОДА"

 

1.  «С Вашей карты хотят украсть деньги! Сообщите пароль!»

Звонят так называемые сотрудники службы безопасности банков, требуя сообщить номер карты и пароль. Они уверяют, например, о попытке похитить деньги со счёта.  Как только мошенники узнают информацию, снимают деньги. Конечно,  доверчивые граждане сознают, что их обманули,  обращаются в органы, но найти злоумышленников не так просто.

2.           «Продадим что-либо с рассрочкой»

В дверь стучится персонаж якобы из жилищной инспекции и настоятельно просит пустить его в квартиру, чтобы проверить балкон, газ или лоджию «на безопасность». Осмотрев окна, гость заявляет, что они де находятся в удручающем состоянии и требуют срочной замены (так же и со всем остальным).

После этого липовый сотрудник инспекции начинает пугать пенсионера высокими ценами на замену окон и тут же предлагает льготный вариант только для пожилых людей.

Для оформления необходимых бумажек мошенник предлагает подъехать к ним в офис, либо просит подписать пакет документов (с десяток листов мелким шрифтом) на месте. По обещаниям лже-сотрудника, бумаги представляют собой договор на рассрочку за новые окна. На деле оказывается, что пенсионер взял кредит на крупную сумму под большие проценты.

Нужно убедить пенсионера: подписывать какие-либо бумаги не стоит, если нет уверенности, что это не мошенничество. Если человек   навязывает оформление договора, лучше сразу сообщить ему, что такие решения в этом доме принимаются только при участии других членов семьи.

3.           «Соцзащита» против беззащитных

К пожилому человеку приходят мошенники, представившись работниками соцзащиты.  Злоумышленник сообщает, что сегодня и только сегодня Министерство здравоохранения совместно с департаментом социальной защиты   проводит акцию для пенсионеров и предлагает обзавестись чудо-аппаратом для лечения всех болезней почти даром — всего за 20 тысяч рублей. Обычная же стоимость - около 100 000 рублей.  Мошенники убеждают  пенсионера купить препарат, обещая  вернуть деньги, если аппарат не подойдет. Так пожилой человек приобретают  устройство, красная которому – рублей 500.

Нужно напомнить пенсионерам,  что соцзащита не станет ходить по домам, чтобы заниматься продажей каких-либо вещей: ни лекарств, ни лечебных аппаратов. Не поддаваться на уговоры, прекращать разговор сразу же, как только речь заходит о деньгах.

4.           «Вернем деньги за купленные лекарства!»

Пенсионеру звонят якобы из соцзащиты, Центробанка или прокуратуры. Сообщают, что по новому закону всем пожилым людям, которые когда-либо покупали лекарства, полагается компенсация от государства, сумма  может варьироваться от 200 000 до миллиона рублей. Чтобы получить деньги, пенсионера просят оплатить госпошлину в размере примерно 10%,  тут же снабжают четкими инструкциями: идите к банкомату или в отделение банка и переводите на такой-то счет деньги. После перевода телефоны, с которых звонили мошенники, естественно, перестают отвечать.

Чтобы пенсионер смог получить социальные выплаты, от него ПФ никогда не потребует переводить деньги на какой-либо счет. Не забывайте об этом.

Нужно сообщить звонящему, что все вопросы, связанные с финансами, решаются на семейном совете с детьми и положить трубку.

5.           Родственник попал в беду

Одна из самых старых мошеннических схем: пенсионеру звонит человек и представляется его сыном, внуком или другим родственником. Сообщает дрожащим голосом, что попал в беду и просит выручить — отдать курьеру определенную сумму денег. Через некоторое время по адресу приезжает человек и забирает деньги. По рассказам потерпевших, суммы также сильно разнились и могли доходить до нескольких сотен тысяч рублей.

На резонный вопрос, почему потерпевший не мог узнать собственного внука по голосу, отвечаем: иногда связь может быть не очень хорошей — это делается специально.

Нужно объяснить пожилому человеку: если поступают звонки от «родственника» с просьбой дать денег, или,  например, «сын» и умоляет выручить его из беды, спешить не стоит. Нужно позвонить сыну и убедиться, что он в безопасности.

   ЧТО ДЕЛАТЬ?

По некоторым причинам, увы, это больной вопрос и для нас с мужем.

Советовалась с психологом:  как, как убедить доверчивого человека, что  деньги всякому входящему в квартиру отдавать не стоит?

 

Никаких универсальных способов нет.

Конечно,  главное - просвещение. Рассказывать пожилым родственникам  о схемах мошенничества.

Сами понимаете, не всегда действует.  Иначе мошенники не обогащались бы.

 

Главное —  быть на связи.  Пусть наши бабушки, дедушки, одинокие пожилые соседи и знакомые не стесняются звонить вам в спорных ситуациях.

В нашей семье вопрос решился радикально:  сделали доверенность от  родственника, попадающего в такие ситуации. Так что теперь мошенникам придётся иметь дело с нами.